В РАО рассмотрели вопросы методологии педагогики экстремальных условий

Меню раздела

В марте в Российской академии образования состоялось заседание Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики. На заседании обсуждались педагогические подходы, применяемые в исправительных учреждениях (ИУ).

Открывая заседание, и.о. академика-секретаря Отделения Михаил Львович Левицкий отметил, что одна из проблем в современной педагогике связана с жизнедеятельностью личности в исправительном учреждении. Подходы к управлению процессом развития личности и социализации осужденных должны быть направлены на преодоление социальных факторов и последствий пенитенциарной изоляции.

С основным докладом на тему «Основы методологии педагогики экстремальных условий (пенитенциарный аспект проблемы)» выступил член-корреспондент РАО, профессор, д.п.н. Вячеслав Теодорович Волов. Он отметил, что система, направленная на развитие личности и социализацию осужденного, должна строиться на основе синтеза традиционных и инновационных принципов. Главным результатом такого синтеза названа перестройка личности осужденного за счет воздействия специально развернутого образовательного процесса и созданной на основе инновационных технологий среды.

При этом механизм социализации осужденных при получении высшего образования в условиях исправительного учреждения включает три социальных фактора:

  • изменение социальной роли – осужденный, находящийся в условиях пенитенциарной изоляции, становится студентом, обучающимся в вузе в экстремальных условиях жизнедеятельности ИУ;
  • изменение микросоциальной среды – в условиях ИУ локально создается специально организованная образовательная среда, где студенты (осужденные) получают навыки и знания, контактируют с преподавателями;
  • изменение социальной деятельности осужденного осуществляется за счет изменения для обучающегося режимных условий ИУ. Определенную часть времени обучающийся затрачивает на подготовку к занятиям, просмотр видео- и телелекций, тренинги и тестирование, написание курсовых и дипломных работ.

Представленные в докладе методологический аппарат и концепция вносят не только определенный вклад в развитие педагогики экстремальных условий, но и имеют важное практическое значение. В настоящее время рассматривается вопрос о создании федеральной службы пробации.