В Нижнем Новгороде прошла Окружная ассамблея РАО

Меню раздела

12 декабря 2023 года Окружная ассамблея Российской академии образования, посвященная решению вопросов эффективного управления образовательными системами, прошла в Нижнем Новгороде.

Ассамблея открылась приветственным словом президента РАО, академика Ольги Юрьевны Васильевой и докладом о деятельности академии и.о. вице-президента РАО, академика Виктора Стефановича Басюка. Далее по программе Ассамблеи Виктор Стефанович выступил с открытыми лекциями о достижениях личностных результатов образования через развитие самосознания и внутренней позиции личности, а также о проектировании эффективной системы внутришкольного контроля.

Доктор педагогических наук, проректор по научной работе Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева, руководитель Мордовского научного центра РАО Татьяна Ивановна Шукшина и кандидат педагогических наук, начальник Управления научной и инновационной деятельности Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева, заместитель руководителя Мордовского научного центра РАО Петр Васильевич Замкин обсудили практико-ориентированную исследовательскую деятельность педагога. Отмечено, что «82% опрошенных учителей затрудняются в определении общего замысла и практического результата исследований, в которых они ранее принимали участие». Были представлены кейсы по организации и проведению практико-ориентированных исследований.

Академик РАО, доктор педагогических наук, начальник департамента информатизации образования института цифрового образования Московского городского педагогического университета Вадим Валерьевич Гриншкун рассказал об особенностях применения и путях развития современных средств обучения, а также о влиянии цифровых технологий на системы обучения.

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий проектно-сетевой лабораторией опережающего образования взрослых, профессор кафедры андрагогики и управления развитием Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина Галина Александровна Игнатьева выступила с лекцией «Школа педагогической инженерии и инженерного мышления: системно-кластерный подход».

Актуальной темой обсуждения Ассамблея также представила образование детей с особыми потребностями. Член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, руководитель центра развития инклюзивного образования РАО Светлана Борисовна Лазуренко рассказала об организации образования детей с ОВЗ в соответствии с национальными приоритетами государственной политики. Были затронуты вопросы нормативной и правовой базы организации обучения детей с ОВЗ, кадрового обеспечения, выбора образовательного маршрута, организации образовательной среды и другие вопросы. С лекцией «Обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи в образовательной организации: вариативные модели организации педагогической помощи» выступила профессор РАО, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией развития высшего специального (дефектологического) образования центра развития инклюзивного образования РАО, директор Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании, профессор кафедры логопедии Института детства Московского педагогического государственного университета Юлия Олеговна Филатова. Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева Наталья Владимировна Рябова и кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева» Елена Васильевна Барцаева рассказали о теоретических и практико-ориентированных аспектах социально-бытовой ориентации детей. Были выделены следующие этапы формирования готовности к социально-бытовой ориентации: формирование интереса к социально-бытовой деятельности, активизация имеющихся социально-бытовых представлений, формирование социально-бытовых понятий, знаний и умений, включение в социально-бытовую деятельность.

На площадке, посвященной вопросам психологической поддержки участников образовательного процесса, выступила Ольга Александровна Ульянина, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ (Московский государственный психолого-педагогический университет). Ольга Александровна представила систему оказания экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений. Также были обсуждены ключевые направления деятельности и перспективы развития психологической службы в системе образования.
Кандидат педагогических наук, заведующий научно-исследовательской лаборатории социокультурных исследований в образовании Приволжского регионального научного центра РАО, доцент кафедры начального образования Института психологии и образования Казанского федерального университета Резеда Рафаилевна Хайрутдинова и доктор исторических наук, директор Института психологии и образования Казанского федерального университета, руководитель Приволжского регионального центра РАО Айдар Минимансурович Калимуллин выступили с лекцией «Дети из семей мигрантов в российской школе: установки и практики учителей». Учеными были представлены модели адаптации детей мигрантов в образовательной среде.

Член-корреспондент РАО, директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета Александр Ильич Савенков рассказал о диагностике и развитии детской одаренности в современной образовательной среде. Отдельное внимание было уделено когнитивному и метакогнитивному развитию личности ребенка в учебно-исследовательской деятельности. Александр Ильич также раскрыл вопросы методики учебно-исследовательской деятельности в детском саду и начальной школе.

Эксперт РАО, руководитель центра образовательного законодательства и проблем правоприменения РАО Наталья Валерьевна Бондаренко выступила с лекциями «Образовательное законодательство: как не заблудиться в правовом поле», «ВСОКО – механизм стратегического управления в условиях, обновлённых ФГОС» и «Организационная культура образовательной организации».

Кандидат социологических наук, руководитель Центра экспертизы в образовании РАО Дмитрий Александрович Метелкин представил темы «Проектирование и реализация системы методической поддержки и помощи учителям, реализующим основные образовательные программы общего образования», «Основная образовательная программа школы на основе обновленных ФГОС и ФОП: особенности разработки и реализации», «Экспертиза и экспертная деятельность в управлении системой образования: в школе и муниципалитете».

Ассамблея «Эффективное управление образовательными системами: менеджмент и наука» Российской академии образования уже состоялась в пяти Федеральных округах России и продолжится в Уральском федеральном округе 22 декабря 2023 года. Регистрация участников и программа Окружной Ассамблеи РАО доступны по ссылке.