6 декабря 2023 года в Российской академии образования прошла Окружная ассамблея РАО для руководителей муниципальных органов управления образования и образовательных организаций из всех регионов Центрального федерального округа. Участниками мероприятия стали более 400 человек.
На открытии Ассамблеи прозвучали приветственные слова президента РАО, академика РАО Ольги Юрьевны Васильевой. К участникам также обратился заместитель президента РАО, академик РАН Геннадий Григорьевич Онищенко.
В рамках работы Ассамблеи одновременно работали 7 тематических залов.
Академик РАО, научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО Татьяна Николаевна Тихомирова рассказала об организации индивидуализации обучения на основе научных данных о когнитивном развитии школьников. Академик РАО, научный руководитель Лаборатории по продвижению и PR-сопровождению педагогического образования вузов Центра развития педагогического образования РАО, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Елена Леонидовна Вартанова представила медиаобразование как средство формирования информационной безопасности «цифровой молодежи». Елена Леонидовна отметила, что медиапотребление молодых людей сегодня базируется на реализации потребностей в социализации, самоактуализации и развлечении. Об искусственном интеллекте и возможностях его использования в образовательном процессе участникам Ассамблеи РАО рассказала доцент кафедры теории и методики обучения математике и информатике МПГУ, лауреат медали «Молодым ученым за успехи в науке» РАО Алена Юрьевна Салахова под руководством члена-корреспондента РАО, и.о. академика-секретаря Отделения общего среднего образования РАО, профессора кафедры теории и методики обучения математике и информатике Института математики и информатики МПГУ Людмилы Леонидовны Босовой. Отмечено, что текстовые генеративные модели можно использовать для обучения иностранным языкам. Например, искусственный интеллект может рассказать правила грамматики, показать примеры их применения, а также проверить ответы ученика. Также с помощью генерации голоса можно создавать учебные тренажеры, которые будут озвучивать текст. При этом эксперты РАО выделяют ряд проблем применения искусственного интеллекта в образовательном процессе: риск получить неточную или ошибочную информацию, искажение текста в результате автоматического перевода с английского языка и другие.
На площадке, посвященной образованию детей с ОВЗ, выступила член-корреспондент РАО, руководитель центра развития инклюзивного образования РАО Светлана Борисовна Лазуренко. Светлана Борисовна выделила педагогические, социальные и личностные индикаторы эффективности образования, среди которых – мотивация и профессиональная ориентированность, включенность в общественно-значимую деятельность и чувство национальной идентичности. Профессор РАО, зав. лабораторией развития высшего специального (дефектологического) образования Центра развития инклюзивного образования РАО Юлия Олеговна Филатова рассказала о вариативных моделях организации педагогической помощи обучающимся с тяжелыми нарушениями речи в образовательной организации. Семью обучающихся с ОВЗ как субъект образовательной деятельности представила ведущий аналитик Лаборатории развития высшего специального (дефектологического) образования РАО Центра развития инклюзивного образования РАО, старший научный сотрудник Институт коррекционной педагогики РАО Ксения Алексеевна Бруцкая. Ксения Алексеевна подчеркнула, что ключевыми параметрами в сопровождении семьи ребенка с ОВЗ являются общая социальная ситуация, личностные особенности родителей, а также родительская позиция.
В другом зале прозвучали выступления руководитель информационного центра «Библиотека им. К.Д. Ушинского» РАО Виталия Юрьевича Сурвилло, который проанализировал инновационные подходы в зарубежной педагогике и представил основные проблемы зарубежных систем образования, руководителя Центра развития образования РАО Екатерины Владимировны Убы об инновационной деятельности образовательной организации и заведующего Лабораторией профессионального самоопределения и профориентации Центра воспитания и развития личности РАО Анны Константиновны Орешкиной, посвященное специфике профессионального самоопределения. Отмечено, что общеобразовательная школа совместно с родителями является единственным институтом социализации, где у общественных институтов есть возможность системно влиять на воспитание ценностных ориентиров молодых людей.
Член-корреспондент РАО, директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета Александр Ильич Савенков рассказал о диагностике и развитии детской одаренности в современной образовательной среде; особенностях когнитивного и метакогнитивного развития личности ребенка и методике учебно-исследовательской деятельности в детском саду и начальной школе. «Мировой педагогический опыт показывает, что вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов, способна творить педагогические чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сам сумел сделать с тем даром, который имеет», – отметил А.И. Савенков.
Руководитель Центра образовательного законодательства и проблем правоприменения РАО Наталья Валерьевна Бондаренко выступила с лекцией «Образовательное законодательство: как не заблудиться в правовом поле». Также Наталья Валерьевна рассказала о внутренней системе оценки качества образования и Организационной культуре образовательной организации.
Руководитель Центра экспертизы в образовании РАО Дмитрий Александрович Метелкин раскрыл вопросы проектирования и реализации системы методической поддержки и помощи учителям, реализующим основные образовательные программы общего образования. Дмитрий Александрович также отметил особенности разработки и реализации основной образовательной программы школы на основе обновленных ФГОС и ФОП и представил экспертизу и экспертную деятельность в управлении системой образования.
О моделях и подходах к разработке внеурочной деятельности как ресурса индивидуализации образовательной траектории рассказал заместитель руководителя Центра развития образования РАО Эммануил Робертович Баграмян. Член-корреспондент РАО, руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации МГППУ Ольга Александровна Ульянина выделила ключевые направления развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования: кадровое и информационное обеспечение психологической службы, а также совершенствование управления психологической службой. Также в рамках этой площадки выступил заместитель руководителя Центра воспитания и развития личности РАО Андрей Николаевич Кузнецов, рассказавший о методологии и принципах наставничества в области образования.
Ассамблея «Эффективное управление образовательными системами: менеджмент и наука» Российской академии образования уже состоялась в четырех Федеральных округах России и продолжится в Приволжском Федеральном Округе 12 декабря 2023 года. Важно, чтобы каждый педагог нашей страны видел весь спектр ресурсов и возможностей сотрудничества с Академией. Регистрация участников и программа Окружной Ассамблеи РАО доступны по ссылке.