В Библиотеке им. К.Д. Ушинского обсудили работу психолога в ситуации буллинга в вузе

Меню раздела

19 ноября в Библиотеке им. К.Д. Ушинского состоялись научно-практические мероприятия Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, посвященные актуальным проблемам буллинга в студенческой среде и алгоритмам профессионального реагирования специалистов психологических служб вузов.

В рамках круглого стола «Работа психолога в ситуации буллинга в вузе» эксперты в области психологии и педагогики рассмотрели специфику проявления буллинга среди студентов, его социально-психологические аспекты и эффективные профилактические подходы в образовательной среде.

С приветственным словом на открытии выступила главный аналитик Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО Татьяна Олеговна Колесник.

Доклад «Буллинг, моббинг, остракизм: специфика проявления в вузе» представили руководитель психологической службы, доцент кафедры общей и клинической психологии Приволжского исследовательского медицинского университета Мария Евгеньевна Халак и педагог-психолог психологической службы Приволжского исследовательского медицинского университета Юрий Михайлович Тарадай. В выступлении раскрыта иерархия форм агрессивного поведения в студенческих группах, обозначены различия между буллингом, моббингом и остракизмом, а также определены характеристики этих явлений в контексте вузовской среды.

Директор Центра психологического сопровождения обучающихся Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Сергей Валентинович Чернышев в своем докладе «Буллинг: социально-психологические аспекты и методы профилактики в образовательных организациях высшего образования» обозначил ключевые социально-психологические факторы, влияющие на возникновение буллинга, и представил апробированные в практике вуза профилактические стратегии.

Начальник Психологического центра Национального исследовательского Московского государственного строительного университета Людмила Васильевна Цветкова осветила проблему взаимосвязи ценностных ориентаций студентов и возникновения буллинга в академических группах. Проведенное под ее руководством исследование показало, что целенаправленная работа с ценностной сферой студентов может выступать действенным инструментом профилактики травли.

Оживленную дискуссию вызвал доклад «Буллинг как фактор радикализации в подростково-юношеском возрасте», представленный руководителем Лаборатории психологии детского и подросткового возраста Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Минздрава России, профессором кафедры юридической психологии и права Московского государственного психолого-педагогического университета Еленой Георгиевной Дозорцевой. В докладе раскрыта опасность буллинга как триггера деструктивного поведения и возможной радикализации молодежи.

Слушатели и эксперты обсудили отличия буллинга в школьной и студенческой среде, социально-психологические аспекты травли в вузах, психолого-педагогические риски буллинга в образовательном пространстве и профилактические меры для снижения частоты возникновения буллинга среди обучающихся в университетах.

Модераторами круглого стола выступили:

Людмила Николаевна Шушкина, заведующий сектором психологического консультирования, супервизии и кадровой поддержки Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО;

Екатерина Александровна Волошко, главный специалист Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО.

Проектно-аналитическая сессия «Алгоритмы работы психолога в случае выявления буллинга в студенческой среде» состоялась в формате очного участия, на которой специалисты психологических служб вузов, административно-управленческие работники, специалисты по молодежной политике и социальной работе обсудили актуальные вызовы, практики выявления и меры по устранению последствий буллинга, а также поработали в формате профессиональных рабочих групп.

Мотивационное выступление и представление кейса подготовила главный аналитик Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО Татьяна Олеговна Колесник.

В рамках обсуждения рассмотрены вопросы формирования комплекса профилактических мер для снижения частоты возникновения буллинга среди обучающихся, определения риска и потенциала формирования и развития буллинга, его последствий, алгоритмы противодействия распространению и устранение последствий буллинга среди обучающихся.

Участники проектно-аналитической сессии проанализировали современные диагностические подходы к выявлению риска возникновения буллинга, обсудили роль преподавателей, кураторов и студенческого актива в системе профилактики, разработали поэтапные алгоритмы действий психологов при работе с жертвами буллинга, агрессорами и свидетелями. Особое внимание было уделено дифференциации между ситуациями рядовой травли, пассивного буллинга и критического буллинга, требующего немедленного вмешательства не только психологов, но и администрации вуза.

В ходе подведения итогов проектно-аналитической   сессии между участниками возникла оживленная дискуссия о перспективах внедрения разработанных рекомендаций в практику психологических служб вузов. Специалисты подчеркнули значимость системного подхода к работе с буллингом, включающего профилактику, раннее выявление, своевременное вмешательство и комплексную поддержку всех участников образовательных отношений.

Модераторами проектно-аналитической сессии выступили:

Татьяна Олеговна Колесник, главный аналитик Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО;

Людмила Николаевна Шушкина, заведующий сектором психологического консультирования, супервизии и кадровой поддержки Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО;

Светлана Вячеславовна Гани, заведующий сектором методического обеспечения деятельности психологических служб Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО.