Ученые обсудили актуальные проблемы химического и биологического образования в школе и вузе

Меню раздела

21-22 апреля в Институте биологии и химии Московского педагогического государственного университета при поддержке Отделения общего среднего образования РАО прошла ежегодная XIII Всероссийская научно-методическая конференция «Актуальные проблемы химического и биологического образования в школе и вузе».

Участие в конференции приняли более сотни ведущих ученых-методистов, учителей биологии и химии из Москвы, Санкт-Петербурга, Брянска, Владивостока, Казани, Калуги, Липецка, Мичуринска, Московской области, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Новороссийска, Самары, Саранска, Смоленска, Твери, Тулы, Челябинска, Ульяновска, Ярославля, а также Донецкой и Луганской народных республик. 

Председатель пленарного заседания, член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор Оржековский Павел Александрович представил результаты фундаментальных исследований в области обновления содержания химического образования в школе.

Директор Института биологии и химии МПГУ, сопредседатель организационного комитета конференции, к.б.н., доцент Пятунина Светлана Камильевна рассказала о методических подходах к практической подготовке студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование».

Волкова Светлана Александровна, д.п.н., профессор кафедры методики преподавания химии, биологии, экологии и географии Государственного университета просвещения рассмотрела проблему формирования химических понятий в процессе выполнения химического эксперимента и представила его функционал. Отмечено, что химический эксперимент может выступать не только дидактическим средством, но и средой для развития химических понятий в процессе понятийно-теоретической деятельности школьников при обучении химии.

О формировании методологической культуры педагога-исследователя в процессе подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре педагогического ВУЗа рассказаал д.п.н., профессор Института биологии и химии МПГУ Теремов Александр Валентинович. Он отметил, что педагог-исследователь должен быть способен самостоятельно планировать, осуществлять и представлять педагогическое исследование; оценивать возможные риски, связанные с внедрением его результатов в практику педагогической работы; прогнозировать направления дальнейших педагогических исследований по актуальным проблемам теории и методики предметного обучения и воспитания.

С докладами на пленарном заседании также выступили д.хим.н., профессор Института биологии и химии МПГУ Лобанов Антон Валерьевич («Интеграционные и адаптивные процессы в обучении химии») и к.п.н., доцент Института биологии и химии МПГУ Богданов Николай Александрович («О современном состоянии системы отечественного школьного естественнонаучного образования»). Рассматрены основные проблемы отечественного естественнонаучного образования, а также его значение для сохранения национальной целостности и независимости, формирования у школьников общественного сознания, в котором доминируют идеи патриотизма и преумножения научного и экономического потенциала Отечества.

Семенов Александр Алексеевич, к.б.н. доцент, заведующий кафедрой биологии, экологии и методики обучения биологии Самарского государственного социально-педагогического университета, рассказал о подготовке учителей к использованию высокотехнологичного оборудования при изучении биологии на базе специализированных центров «Точка роста» в соответствии с требованиями обновленного ФГОС СОО. Представлен опыт использования оборудования Технопарка универсальных педагогических компетенций и Педагогического кванториума в подготовке студентов. Об особенностях подготовки школьников к изучению химии в рамках организации пропедевтических курсов рассказала доцент кафедры органической химии Хребтова Светлана Борисовна.

На I секции рассмотрены проблемы преподавания химии и биологии в профессиональном и предпрофессиональном образовании. Руководители− Рыжова Оксана Николаевна, к.п.н., доцент, МГУ им. М.В. Ломоносова, и Ганина Наталья Викторовна, к.х.н., доцент, МИРЭА.

На II секции представлены актуальные проблемы обучения химии в средней школе. Руководители – Ахметов Марат Анварович, д.п.н., профессор УлГПУ им. И. Н. Ульянова, и Асанова Лидия Ивановна, к.п.н., доцент Нижегородского института развития образования.

На III секции обсуждены вопросы обучения биологии, экологии и естествознания. Руководитель − Богданов Николай Александрович, к.п.н., доцент МПГУ.

На  IV секции представлены исследования молодых ученых. Руководители — Оржековский Павел Александрович, д.п.н., профессор МПГУ, член-корреспондент РАО, и Боровских Татьяна Анатольевна, д.п.н., профессор МПГУ.

На V секции рассмотрены проблемы химического образования. Руководитель − Литвинова Татьяна Николаевна, д.п.н., профессор ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России, декан факультета довузовской подготовки.

VI секция посвящена проблемам обучения биологии и естествознания в средней школе. Руководитель – старший преподаватель МПГУ Института биологии и химии Смирнова Татьяна Александровна.