12–13 сентября на площадке Северо-Кавказского федерального университета (г. Ставрополь) при участии Северо-Кавказского регионального научного центра Российской академии образования прошел научно-практический семинар региональных научных и научных центров РАО «Развитие партнерской сети РАО как фактор повышения качества научных исследований в сфере наук об образовании». Очное участие в семинаре приняли представители 48 региональных научных и научных центров РАО.
С приветственными словами к участникам семинара обратились президент РАО, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева, ректор Северо-Кавказского федерального университета Дмитрий Николаевич Беспалов и ректор Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова Алан Урузмагович Огоев.
Модератором семинара в первый день его работы выступил и.о. вице-президента РАО, академик РАО Виктор Стефанович Басюк.
Руководитель Центра развития образования РАО, кандидат филологических наук Екатерина Владимировна Уба и заместитель руководителя Центра развития образования РАО, кандидат педагогических наук Эммануил Робертович Баграмян рассказали об истории создания и развития сети научных центров РАО в регионах Российской Федерации. Доклад был посвящен 10-летию со дня открытия первых центров РАО. Президент РАО О.Ю. Васильева поздравила созданные в 2014 году региональный Центр комплексных проблем психологии безопасности на базе Гуманитарного университета (руководитель НЦ РАО, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, доцент Ольга Юрьевна Зотова) и Волгоградский научно-образовательный центр РАО на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета (руководитель ВНОЦ РАО, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Николай Константинович Сергеев).
О приоритетных направлениях научных исследований в сфере наук об образовании рассказал и.о. вице-президента РАО, академик РАО, доктор психологических наук В.С. Басюк. Рассмотрены вопросы воспитательной работы в вузах, приоритетных направлений развития наставничества, психолого-педагогического сопровождения развивающей и безопасной образовательной среды, исторического знания в России. Рекомендованы к ознакомлению критерии доказательности педагогических диссертационных исследований и перечень актуальных тематик диссертационных исследований в сфере наук об образовании. Виктор Стефанович рассказал об актуальных исследованиях РАО: «Социокультурный портрет современного студента педагогического вуза», «Междисциплинарные исследования индивидуально-психологических особенностей современных школьников», «Исследование современного детства в условиях цифрового общества» и других исследованиях.
Главный ученый секретарь президиума РАО, академик РАО, доктор философских наук, профессор Светлана Вениаминовна Иванова выступила с докладом «Методологические затруднения педагогов-исследователей», направленным на помощь в планировании и проведении качественного научно-педагогического исследования.
В своем выступлении «О методах опытно-экспериментальной работы в ходе научного исследования в педагогике» главный научный сотрудник лаборатории дидактики общего и профессионального образования ФГНУ ИСРО, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Владислав Владиславович Сериков рассмотрел следующие вопросы: «Какие функции выполняет опытно-экспериментальная работа?», «Какой бывает опытно-экспериментальная работа?», «Чего недостает для доказательности ОЭР?», «О каких особенностях педагогической реальности нужно помнить, проводя ОЭР?» и другие.
Развитие когнитивных и метакогнитивных способностей личности как основную задачу образования ближайших десятилетий представил директор института педагогики и психологии образования МГПУ, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор Александр Ильич Савенков. Рассмотрены вопросы культуры мышления и ментальных дефицитов, когнитивного и метакогнитивного развития личности, интеллекта, искусственного интеллекта в образовании и др. Представлены чат-боты «Аспирант Ушинского», «Аспирант Выготского», а также рассмотрен вопрос «Как дать техническое задание чат-боту («промт»)?».
Аналитическую сессию семинара открыла руководитель Южно-Уральского НЦ РАО на базе Южно-Уральского гуманитарно-педагогического университета, член-корреспондент РАО, доктор исторических наук, доцент Татьяна Александровна Чумаченко с докладом «Актуализация тематики педагогических исследований НЦ РАО в рамках фундаментальных научных исследований Российской академии образования». Освещены вопросы научно-методического обеспечения развития всех уровней образования Челябинской области, стратегий внедрения научных основ и современных технологий образования детей с особыми образовательными потребностями, разработки теоретических и практических основ проведения воспитательной работы в вузах.
О приоритетах Российской академии образования в развитии партнерских отношений с зарубежными научными и образовательными организациями рассказала заместитель президента РАО, кандидат педагогических наук Жанна Витальевна Садовникова.
Руководитель Омского НЦ РАО на базе Омского государственного педагогического университета, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Надежда Викторовна Чекалева затронула вопросы экспертизы качества научных исследований в сети центров РАО. Отмечена важность совместного осмысления полученных результатов в диссертационном исследовании.
Об опыте организации научных исследований в партнёрской сети научных центров РАО Северо-Кавказского федерального округа рассказала советник проректора, и.о. декана психолого-педагогического университета Северо-Кавказского федерального университета, и.о. директора Северо-Кавказского РНЦ РАО, доктор педагогических наук, доцент Надежда Андреевна Палиева.
В завершении аналитической сессии выступил руководитель Аналитического центра РАО, кандидат педагогических наук, доцент Андрей Николаевич Кузнецов с докладом «Анализ отчетов о научных исследованиях РНЦ и НЦ РАО за 2023 год».
Итогом аналитической сессии семинара стало общее для всех участников понимание актуальных вопросов взаимодействия РАО и научных центров в регионах России в контексте обозначенной темой семинара проблематики, что положило начала дискуссии о роли РНЦ /НЦ РАО в повышении качества научных исследований, развернувшейся в следующий день работы семинара.
13 сентября в Северо-Кавказском федеральном университете семинар продолжился экспертной сессией, разделенной на три модуля.
Модератором первого модуля стала руководитель Центра развития образования РАО, кандидат филологических наук Е.В. Уба. В качестве экспертов приглашены академик РАО, доктор психологических наук В.С. Басюк, академик РАО, доктор психологических наук, профессор И.В. Абакумова.
С докладами выступили: профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы Волгоградского государственного университета, руководитель Волгоградского НЦ РАО, доктора педагогических наук, профессора Н.М. Борытко «Развитие традиций научной школы в исследовательской и образовательной деятельности»; ректор Донецкого государственного медицинского университета им. М. Горького Минздрава России, руководитель Донецкого НЦ РАО, доктор медицинских наук, профессор Г.А. Игнатенко «Научно-образовательный полифункциональный кластер как инновационная многоуровневая модель образования»; заведующий кафедрой теории и методики начального образования, заместитель директора Волгоградского НОЦ РАО (Волгоградский государственный социально-педагогический университет), доктор педагогических наук, профессор В.В. Зайцев «Внедрение результатов научных исследований ВНОЦ РАО ВГСПУ в региональную образовательную практику»; ректор Уральского государственного педагогического университета, научный руководитель НЦ РАО, доктор психологических наук, профессор С.А. Минюрова «Использование современной инфраструктуры педагогического университета в поисковых и прикладных научных исследованиях»; директор Института педагогики и психологии, руководитель Ярославского НЦ РАО (Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского), профессор РАО, доктор педагогических наук, доцент И.Ю. Тарханова «Новая дидактика: горизонты научного сотрудничества (об опыте взаимодействия Ярославского НЦ РАО с Отделением философии образования и теоретической педагогики РАО)»; директор Калмыцкого НЦ РАО (Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова), доктор педагогических наук, профессор А.Б. Панькин «О деятельности межкафедрального методологического семинара «Доказательная педагогика» академика РАО В.В. Серикова; ученый секретарь Южно-Уральского НЦ РАО (Южно-уральский гуманитарно-педагогический университет), доктор педагогических наук, профессор Т.Г. Калугина «Мониторинг эффективности совместных научных исследований НЦ и РАО как механизм повышения качества подготовки педагогических кадров».
Модератором второго модуля стал заместитель руководителя Центра развития образования РАО, кандидат педагогических наук Э.Р. Баграмян. Участие в дискусси приняли эксперты: академик РАО, доктор философских наук, профессор С.В. Иванова, член-корреспондент РАО, доктор физико-математических наук, профессор Н.О. Омарова и член-корреспондент РАО, доктор исторических наук, доцент Т.А. Чумаченко.
С докладами выступили: профессор кафедры психологии образования и профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор Э.Ф. Зеер; профессор Института образования Томского государственного университета, руководитель Сибирского РНЦ РАО, доктор педагогических наук, доцент Л.Г. Смышляева, заместитель Губернатора Томской области по образованию, молодежной политике и цифровому развитию Н.А. Киселева, директор Института развития педагогического образования Томского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук Н.А. Семенова «Взаимодействие образовательных организаций региона как фактор повышения качества научно-педагогических исследований» (опыт большого университета Томска)»; заместитель директора Школы компьютерных наук Тюменского государственного университета, кандидат технических наук, доцент А.В. Сапожникова «Актуализация исследовательской повестки Тюменского НЦ РАО в сфере наук об образовании в контексте развития технологий искусственного интеллекта»; заведующий кафедрой практической и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, руководитель Новосибирского НЦ РАО, доктор психологических наук, профессор Ю.М. Перевозкина «Применение метасистемного и системного подходов в научных исследованиях в высших образовательных учреждениях Сибирского федерального округа»; ректор Дагестанского государственного университета, доктор физико-математических наук, профессор М.Х. Рабаданов, заведующий кафедрой бизнес-информатики и высшей математики Дагестанского государственного университета, заместитель руководителя Дагестанского НЦ РАО, член-корреспондент РАО, доктор физико-математических наук, профессор Н.О. Омарова «Роль Дагестанского НЦ РАО в развитии поликультурного образования в Республике Дагестан»; заведующий кафедрой общей педагогики Адыгейского государственного университета, директор Адыгейского НЦ РАО, доктор педагогических наук, доктор биологических наук, профессор К.Д. Чермит, заместитель директора Адыгейского НЦ РАО (Адыгейский государственный университет), доктор педагогических наук, доцент М.Э. Паатова «Об экспертной поддержке региональных научных и научных центров РАО в процессе организации и проведения научных исследований»; профессор кафедры педагогического образования Северо-Осетинского государственного университета, доктор педагогических наук, доцент З.К. Малиева «Роль научного центра РАО в совершенствовании научных исследований в области педагогики (из опыта Северо-Осетинского НЦ РАО)»; проректор по научной и международной деятельности Глазовского государственного инженерно-педагогического университета имени В.Г. Короленко, кандидат педагогических наук, доцент О.Е. Данилов «Просветительский потенциал регионального научного центра РАО (на примере Удмуртского НЦ)».
Модератором третьего модуля выступили доктор педагогических наук, доцент Н.А. Палиева и доцент кафедры общей психологии и психологии личности, кандидат психологических наук, доцент И.В. Белашева. Экспертами стали академик РАО, доктор биологических наук, профессор П.Н. Ермаков, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор Э.Э. Сыманюк и кандидат педагогических наук, доцент А.Н. Кузнецов.
С докладами выступили: проректор по научной работе Мордовского государственного педагогического университета им. М. Е. Евсевьева», руководитель Мордовского НЦ РАО, доктор педагогических наук, профессор Т.И. Шукшина «Повышение качества научных исследований в аспирантуре: от проблем к решению»; директор Уральского РНЦ РАО, директор Уральского гуманитарного института, заведующий кафедрой общей и социальной психологии (Уральский федеральный университет), член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор Э.Э. Сыманюк, ученый секретарь Уральского РНЦ РАО, заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии, директор департамента психологии (Уральский федеральный университет), кандидат психологических наук, доцент А.А. Печеркина «Актуальные направления исследования профессионального развития педагога»; заместитель руководителя Волгоградского НЦ РАО (Волгоградский государственный университет), доктор педагогических наук, профессор И.В. Власюк, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы Волгоградского федерального университета, кандидат педагогических наук А.Е. Фирсова «Работа НЦ РАО ВолГУ по организации наставничества молодых педагогов»; заместитель директора Института психологии и образования Казанского федерального университета, заместитель руководителя Приволжского РНЦ РАО, кандидат педагогических наук, доцент Ш.Ф. Шеймарданов «Новые формы организации сетевых исследований: опыт Приволжского РНЦ РАО»; начальник управления научных исследований и проектной деятельности, ученый секретарь НЦ РАО (Уральский государственный педагогический университет), кандидат психологических наук, доцент И.В. Воробьева «Возможности внедрения результатов научных исследований в практику образовательных организаций: профилактика эмоционального выгорания педагогов»; президент ГОУ «Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко», руководитель Приднестровского научного центра – ассоциированного члена РНЦ РАО в Южном федеральном округе, доктор физико-математических наук, профессор С.И. Берил и заместитель руководителя Приднестровского научного центра – ассоциированного члена РНЦ РАО в Южном федеральном округе, кандидат педагогических наук, доцент Л.И. Васильева «Становление и развитие педагогической науки Приднестровья в российском научно-образовательном пространстве»; доцент кафедры теории и методики непрерывного педагогического образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, ученый секретарь Северо-Западного РНЦ РАО, кандидат педагогических наук, доцент И.В. Гладкая «Практико-ориентированность научных исследований».
В докладах и выступлениях экспертов подчеркнута важность научного сотрудничества в партнерской сети РНЦ и НЦ РАО при консолидирующей роли Российской академии образования в целях актуализации научной повестки и повышения качества научных исследований в сфере наук об образовании. По итогам семинара принято решение о подготовке итоговых рекомендаций для всех участников партнерской сети РАО. Обсуждение таких рекомендаций продолжено за рамками семинара в онлайн-формате.