18 апреля в Российской академии образования состоялось открытие I Международной Ассамблеи «Ученик в современном мире: формула успеха». Ассамблея собрала более тысячи специалистов из России и стран ближнего зарубежья в очном формате и более 11 тысяч — в дистанционном.
Координатор Ассамблеи — Екатерина Владимировна Уба, руководитель Центра развития образования РАО, кандидат филологических наук.
Президент РАО, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева обратила внимание на особую актуальность проблемы успешности школьников, судя по результатам опросов учащихся и педагогов, на необходимость поиска педагогических путей решения проблемы неуспешности учащихся, проведения междисциплинарных исследований с учетом современных условий обучения и воспитания.
Хроника Ассамблеи. День первый – день Академии.
В рамках Ассамблеи состоялся круглый стол «Ученик в современном мире: формула успеха», модератором которого выступил Исаак Иосифович Калина, член президиума РАО, президент Академии Минпросвещения России, заслуженный учитель Российской Федерации, доктор педагогических наук.
Экспертами круглого стола стали Виктор Стефанович Басюк, и.о. вице-президента РАО, главный ученый секретарь президиума РАО, академик РАО, доктор психологических наук, и Геннадий Григорьевич Онищенко, заместитель президента РАО, академик РАН, доктор медицинских наук.
В обсуждении приняли участие:
Наталья Федоровна Виноградова, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией начального образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор;
Регина Ильинична Мачинская, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией нейрофизиологии когнитивной деятельности Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук, профессор;
Варвара Ильинична Моросанова, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией психологии саморегуляции Психологического института РАО, доктор психологических наук, профессор;
Виктория Константиновна Пичугина, заведующий лабораторией антропологии и педагогической компаративистики Центра развития образования РАО, профессор РАО, доктор педагогических наук, доцент;
Александр Александрович Лобжанидзе, заведующий кафедрой социальной и экономической географии имени академика РАО В.П. Максаковского географического факультета МПГУ, президент Межрегиональной ассоциации учителей географии России, доктор педагогических наук, профессор;
Сергей Владимирович Станченко, директор Федерального института оценки качества образования, кандидат физико-математических наук;
Любовь Николаевна Духанина, заместитель председателя Наблюдательного совета Российского общества «Знание», председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, доктор педагогических наук, профессор;
Владимир Самуилович Собкин, научный руководитель лаборатории социологических исследований в образовании Центра развития образования РАО, академик РАО, доктор психологических наук;
Павел Валентинович Степанов, заведующий лабораторией стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», доктор педагогических наук.
В среднестатистической школе в младших классах 17,8% учеников – круглые отличники, в средних – уже 10,1%, а в старших – 12,2%. «С чем связана такая динамика? Почему уменьшается количество успешных ребят при переходе в среднюю школу, и что мы можем с этим сделать? Нам необходимо дать учителям поддержку по этим вопросам — понятные и эффективные инструменты работы, учебно-методические комплексы, прошедшие все необходимые, в том числе научные, экспертизы», — заявила президент РАО, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева.
«Любой ребенок должен иметь возможность развивать свои таланты в бесплатном кружке или секции. Это, может быть, спортивная, музыкальная или художественная школа, а, может быть, шахматы или робототехника. Главное – создать как можно больше возможностей для дополнительного образования и развития наших детей. Я поддерживаю концепцию так называемой «идеальной школы», предложенной Министерством просвещения Российской Федерации. Чем больше мы можем дать детям в стенах школы в рамках дополнительного образования, тем выше будет результат, тем успешнее будут дети», — отметила Ольга Юрьевна.
Виктор Стефанович Басюк рассказал о результатах опроса родителей, школьников и учителей, проведенного накануне Ассамблеи. Так, больше половины педагогов считают, что сопровождение учеников, испытывающих трудности в обучении, не является их прямой обязанностью, а больше трети родителей ничего не знают, либо слышали, но не погружены в тему школьной неуспешности. Это создает ситуацию, когда ребёнок может оказаться со своими сложностями один на один.
«Сегодня состоялся серьезный профессиональный разговор об очень важной проблеме – школьной неуспешности. Академия в последние несколько месяцев активизировала работу в этом направлении, мы выступили площадкой, объединяющей специалистов, которые в своей научной деятельности обращаются к этой проблеме. Надеюсь, что Ассамблея может стать началом тесного сотрудничества между учеными и учителями-практиками, родителями для помощи ребенку», – отметил он.
«Школьная успешность наших детей зависит не только от процесса и методик обучения, но и от состояния их здоровья, о нем нельзя забывать. Мы должны сохранять психологическое и физическое здоровье детей, в том числе, заботиться об обеспечении их горячим питанием, следить за тем, в каких условиях обучаются дети. Педагог обязательно должен знать основы детской физиологии», – заявил Геннадий Григорьевич Онищенко.
«Детям и подросткам хочется работать в комфортной психологической среде, в подходящем им темпе, в рамках своих возможностей и не быть наказанными за это «двойками». Поэтому в дополнительном образовании сегодня срабатывает компенсаторный механизм, который позволяет неуспевающим не только проявить свои лучшие качества и способности, быть успешными в других видах деятельности, но и сформировать адекватную самооценку, научиться не бояться ошибок в будущем», – добавила в ходе круглого стола Любовь Николаевна Духанина.
Участниками Ассамблеи обсуждались вопросы типологии школьной неуспешности, мотивации участников образовательного процесса, социальной адаптации школьников, уровня сформированности навыков учебного труда, систем оценивания и другие вопросы.
При поддержке Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» проведена творческая мастерская, в ходе которой показана презентация лучших практик лауреатами и экспертами Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования.
Модераторами творческой мастерской «Моя страна – моя Россия» выступили Владимир Александрович Прокохин, проректор по проектной деятельности ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева», кандидат социологических наук, и Татьяна Николаевна Приходченко, доцент ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева», кандидат педагогических наук.
Координатором мероприятия стала Лариса Сергеевна Пастухова, член-корреспондент РАО, проректор РГГУ, координатор и научный руководитель Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия», доктор педагогических наук, а экспертом выступил Эммануил Робертович Баграмян, заместитель руководителя Центра развития образования РАО, кандидат педагогических наук.
Перед молодыми участниками творческой мастерской выступили известные ученые: член-корреспондент РАО, проф., д.п.н. Наталия Леонидовна Селиванова, член-корреспондент РАО, проф., д.п.н Владислав Владиславович Сериков, проф., д.психол. н. Лейла Тахировна Потанина, руководитель Центра развития педагогического образования РАО, д.п.н. Елена Геннадьевна Врублевская. С большим интересом участники познакомились с опытом педагогов-новаторов из Москвы, Смоленска, Санкт-Петербурга, Омска, Волгограда, Улан-Удэ и др.
В обсуждении проектов Конкурса, в обмене опытом по успешной проектной деятельности приняли участие студенты, аспиранты, молодые преподаватели и ученые из различных регионов страны.
С актуальной информацией, ссылками на трансляции мероприятий, презентациями спикеров можно ознакомиться на сайте Ассамблеи.