19 июня в Российской академии образования состоялся День Уральского регионального научного центра РАО.
С приветственным словом на открытии мероприятия выступила президент РАО, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева. «Благодаря активной совместной работе повышается заинтересованность региональных систем образования и науки в результатах фундаментальных и поисковых исследований, увеличивается количество научно-педагогических работников университетов, вовлеченных в совместные с РАО проекты. Сегодня мы впервые проводим День научного центра РАО в Российской академии образования. Уверена, по итогам сегодняшних выступлений будут намечены новые векторы сотрудничества и развития», – сказала О.Ю. Васильева.
Модераторами пленарного заседания стали руководитель Центра развития образования РАО, кандидат филологических наук Екатерина Владимировна Уба и член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, руководитель Уральского регионального научного центра РАО Эльвира Эвальдовна Сыманюк.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории, старший научный сотрудник лаборатории эдиционной археографии Уральского федерального университета Юлия Владимировна Запарий и кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, архивоведения и истории государственного управления Уральского федерального университета Светлана Ивановна Цеменкова представили эволюцию Уральской научной школы источниковедения от становления археографических экспедиций и формирования коллекции рукописных и старопечатных книг до разработки методов цифровой реконструкции утраченных памятников и целых историко-культурных ландшафтов.
Отмечено, что научные исследования Школы хронологически сфокусированы на общих проблемах социальной истории, культуры и источниковедения России периода позднего Средневековья – раннего Нового времени. Отличительными чертами Школы являются ярко выраженная междисциплинарность и антропологизм. Особое внимание уделяется источниковедческой проблематике, анализу среды бытования памятников письменности, камеральной археографии, комплексной критике текстов, текстологии, историко-филологической составляющей историописания.
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, доктор культурологии, профессор, заведующая кафедрой культурологии и социально-культурной деятельности Уральского гуманитарного института УрФУ им. Б.Н. Ельцина Наталья Борисовна Кириллова представила новый модифицированный проект дисциплины «Мировая художественная культура», включающий реализацию задач «школы культуролога», формирующей основы диалогического мышления старшеклассников, а также «школы современного музея» как модели креативной индустрии, содержащей проектную деятельность.
Выделены перспективы МХК и особенности модернизации курса. Среди них: научное обобщение опыта изучения и преподавания МХК как основы будущей модернизации, определение направленности культурологического и эстетического образования в единстве обучения и воспитания во внеурочной культурно-просветительской деятельности, развитие идей творческой самореализации детей и педагогов через структуру МХК.
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой физики, технологии и методики обучения физике и технологии Уральского государственного педагогического университета, профессор кафедры педагогики и психологии образования Уральского федерального университета Александр Петрович Усольцев рассказал о развитии мышления в процессе обучения естественнонаучным и математическим дисциплинам.
Предложено формирование когнитивнорепрезентативных структур на основе комплексного использования средств наглядности, обобщающих таблиц, систем ключевых задач, тематического планирования изучения учебного материала в процессе обучения физике. Использование методики на основе таких принципов развития мышления, как принцип субъектности, наглядности, системности, нормируемости, творчества и дополнительности, позволяет повысить качество усвоения школьниками физического содержания без увеличения учебного времени, а также сформировать научное мировоззрение и развить познавательный интерес.
Доктор филологических наук, профессор, директор научнообразовательного центра цифровой гуманитаристики, директор департамента «Филологический факультет» Уральского федерального университета Анна Михайловна Плотникова представила результаты исследования медиакоммуникации, основанные на анализе больших данных и автоматической обработке текстовых корпусов медиаресурсов Уральского региона.
С помощью автоматической обработки текстов обнаружены зоны конфликтной коммуникации, выявлены факторы и способы сдерживания агрессивного эмоционального поведения. Создана база данных эвфемистических, политкорректных номинаций, позволяющих перефокусировать внимание и переориентировать коммуникантов на бесконфликтное общение.
Установлены речевые индикаторы агрессии, представляющей угрозу информационно-психологической безопасности в результате использования технологий анализа больших данных. Разработан автоматический сервис по снижению уровня вербальной агрессии в текстах новых медиа.
Предложены рекомендации для педагогов, руководителей образовательных организаций, общественных структур, реализующих проекты в сфере противодействия агрессии и деструктивной пропаганде в подростковой и молодежной среде.
Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии образования Уральского федерального университета Людмила Валерьевна Токарская рассказала о применении цифровых технологий в процессе образования и реабилитации детей с особыми образовательными потребностями.
Представлены цифровые продукты, разработанные в рамках реализации проектов Уральского регионального научного центра РАО. Среди них – ряд диагностических инструментов, включающих программу для eye-tracker и компьютерную программу, позволяющую проводить комплексную оценку лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Кандидат психологических наук, доцент, ученый секретарь УРНЦ РАО, зав. кафедрой педагогики и психологии образования, директор департамента психологии Уральского федерального университета Анна Александровна Печеркина выступила с докладом на тему «Профессиональное долголетие педагога».
Рассмотрены феномен активного профессионального долголетия педагога и его роль в контексте современного развития образования. Выделены факторы, влияющие на активное долголетие: здоровье и функциональность, эмоциональная сфера (позитивный аффект), когнитивная сохранность, личностные качества (экстраверсия, стабильность, открытость), социальное участие и вовлеченность. Определена стратегия сохранения активного профессионального долголетия.