12 апреля в РАО состоялось совместное заседание бюро Отделения философии образования и Научного совета по философии образования и методологии педагогических исследований, посвященное специфике методологических оснований исследований в области наук об образовании.
С вступительным словом выступил и.о. академика-секретаря Отделения Михаил Львович Левицкий. Он обратил внимание участников на сравнительную новизну такого конструкта, как «науки об образовании». Содержание этого понятия оставляет широкое поле для дискуссий. «Одна из возможных версий его состава может быть представлена такими областями, как «экономика образования», «управление в сфере образования», «философия образования» и т.д. Впрочем, существуют и другие варианты. Учитывая широкое распространение данного словосочетания в нормативном и научном обороте, тематика заседания, посвященная согласованию различных позиций по данной проблеме, представляется весьма актуальной», – рассказал Михаил Львович.
С сообщением, посвященным методологии педагогических исследований, на заседании выступил Владислав Владиславович Сериков, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор. Он обратил внимание на такие аспекты, как соответствие педагогических средств педагогическим целям, создание необходимых для достижения педагогического результата условий, а также систематичность применения педагогических средств.
Сформулированы позитивные и негативные особенности проводимых педагогических исследований. К положительным характеристикам отнесены, в частности: рассмотрение педагогических явлений в контексте педагогической деятельности, адресность педагогических исследований и нормативно-методическое знание, являющееся их итогом.
Среди нередко встречающихся отрицательных особенностей названы следующие:
Директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Андреевич Терентьев рассказал об опыте НИУ ВШЭ, связанном с присуждением ученых степеней в области наук об образовании. В числе ключевых особенностей выделены полидисциплинарность, приоритетность инновационных методов сбора и анализа данных, широта доказательной базы и прикладная значимость для развития системы образования. Также Евгением Андреевичем был сформулирован ряд недостатков актуальной модели: дефицит контекста, размытость границ целевой аудитории и, как следствие, перевес теоретической или методологической новизны над прикладной.