21 июня в РАО состоялся круглый стол «Вопросы стандартизации содержания адаптированных основных образовательных программ для детей с ОВЗ в контексте достижения целевых ориентиров национального проекта «Образование». Ведущие ученые в области образования лиц с ОВЗ обсудили опыт внедрения адаптированных основных образовательных программ в практику обучения детей с ОВЗ в различных образовательных средах, предложили эффективные пути совершенствования содержания обучения детей с ОВЗ и рассмотрели возможности создания здоровьесберегающих условий в процессе обучения.
Модераторами круглого стола выступили Соловьева Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, профессор РАО, директор ФГБНУ «ИКП РАО» и Лазуренко Светлана Борисовна, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, руководитель Центра развития инклюзивного образования РАО.
С приветственными словами к участникам мероприятия обратилась президент РАО, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева. Она отметила, что в России государственная политика в отношении детей с ОВЗ имеет многолетнюю давнюю историю, и сегодняшний день требует консолидации сил, внимания психолого-педагогического и медицинского сообщества, которые позволят конструктивно подойти к проблеме стандартизации содержания образования лиц с ОВЗ.
Академик РАН, доктор медицинских наук, заместитель президента РАО Онищенко Геннадий Григорьевич напомнил о приоритете принципов профилактики и необходимости привлечения внимания педиатрических служб к современным реалиям развития детей с ОВЗ.
Сачко Юлия Михайловна, заместитель директора Департамента Государственной политики в сфере защиты прав детей, представила современные направления государственного планирования и инновации в сфере образования детей с ОВЗ.
О необходимости междисциплинарного взаимодействия, модернизации программ подготовки психолого-педагогических кадров, популяризации инновационных методов и технологий обучения, развития системы ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ рассказал Ямбург Евгений Александрович, академик РАО, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ.
Для обсуждения способов совершенствования системы отечественного образования для детей с ОВЗ по созданию максимально оптимальных условий для реализации их познавательного и психологического потенциала с докладами выступили:
Абкович А.Я., кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ФГБНУ «ИКП РАО»;
Алмазова А.А., доктор педагогических наук, доцент, директор Института детства Московского педагогического государственного университета, заведующий кафедрой логопедии, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования;
Кобрина Л.М., доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе, декан факультета специального (дефектологического) образования, профессор кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина»;
Маллаев Д.М., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Дагестанского государственного педагогического университета;
Кантор В.З., доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии РГПУ им. А.И. Герцена;
Алехина С.В., кандидат психологических наук, доцент, директор Института проблем инклюзивного образования, проректор по инклюзивному образованию, член Ученого совета МГППУ;
Кузьмичева Т.В., доктор педагогических наук, профессор, директор психолого-педагогического института ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет»;
Царев А.М., кандидат педагогических наук, директор ГБОУ Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»;
Красильникова О.А., доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры сурдопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена;
Филатова И.А., кандидат педагогических наук, доцент, директор Института специального образования Уральского государственного педагогического университета;
Левченко И.Ю., доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией инклюзивного образования, профессор кафедры логопедии Института специального образования и психологии МГПУ;
Исаева Т.Н., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»;
Фадина А.К., исполнительный директор РБОО «Центр лечебной педагогики», член Совета по вопросам детей-инвалидов Всероссийского общества инвалидов, член общественного Совета по защите прав детей при Департаменте социальной защиты населения города Москвы;
Хаустов А.В., кандидат педагогических наук, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ (ФРЦ МГППУ).
По итогам обсуждения будет сформирована резолюция, которая станет ориентиром для профессионального и научного сообщества в вопросах развития и повышения качества системы образования лиц с ОВЗ.