В РАО обсудили вопросы развития системы высшего образования в России

Меню раздела

22 декабря состоялось заседание Президиума Российской академии образования, в ходе которого обсуждались вопросы развития системы высшего образования в Российской Федерации и конкурентоспособности российских университетов.

Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Д. В. Афанасьев обратил внимание на новые нормативные рамки, позволяющие расширить возможности реализации сетевых образовательных программ (не только на межвузовской основе, но и с участием необразовательных организаций, научных, культурных организаций, производственных компаний); подчеркнул важность стратегических и оперативных решений, направленных на развитие высшего образования в России, в том числе с учетом сложившегося международного контекста и пересмотра приоритетов сотрудничества университетов с зарубежными партнерами, ориентации на практические результаты образовательного, исследовательского и воспитательного процессов в вузах. Стратегические проекты («Приоритет – 2030», «Передовые инженерные школы», «Платформа университетского технологического предпринимательства», «Научное приборостроение», «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки») предполагают также необходимость совершенствования инженерного и технического образования в школе и выработки новых подходов к преподаванию физики с привлечением широкого научного и педагогического сообщества, в том числе ресурсов Российской академии образования.

По словам Д. В. Афанасьева, поскольку воспитательная работа выходит на первый план, сегодня необходимо формировать ценности патриота, не только профессионала, но и гражданина, что требует новых подходов к преподаванию истории в вузах, формирования у преподавателей нового исторического знания и новых ценностных ориентиров.

В части международного сотрудничества рекомендовано развивать программы академической мобильности как внутри страны, так и с дружественными странами, совместные образовательные программы, а также инфраструктуру высшего образования за рубежом (филиалы ведущих российских университетов).

Д. В. Афанасьев отметил, что количество иностранных студентов в российских вузах увеличивается, и есть потребность в повышении качества приема абитуриентов на обучение, необходимость формирования новой грантовой системы в этой области.

«Развитие системы отечественного высшего образования в условиях современных вызовов сегодня является одним из приоритетов для РАО. Воспитательная работа со студентами, проблемы их академической неуспешности, формирование профессиональных навыков, переподготовка преподавателей и совместные исследования с коллегами из новых регионов, а также научно-методическая поддержка психологических служб вузов, – наши ученые и специалисты активно работают по всем этим направлениям. Мы открыты к сотрудничеству по другим вопросам и всегда рады предложениям коллег», – сказала президент Российской академии образования, академик РАО О. Ю. Васильева.

И.о. вице-президента РАО, и.о. академика-секретаря отделения профессионального образования, академик РАО М. Н. Стриханов отметил, что система высшего образования сегодня нуждается в переориентации.

«Ключевые принципы новой системы – ориентация на развитие интересов страны, достижение национальных целей и обеспечение технологического суверенитета, повышение роли университетов в формировании конкретных научно-образовательных и научно-технологических результатов, открытость к сотрудничеству; фундаментальность, гибкость, ориентация на практику», – сказал он.

В качестве приоритетов регионального развития М. Н. Стриханов назвал формирование единого научно-образовательного пространства на всей территории РФ, строительство исследовательской инфраструктуры, поддержку молодежи и студентов, привлечение их в науку. А также интеграцию научных и образовательных организаций новых субъектов Российской Федерации ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей во все программы развития высшего образования.

Отдельно в ходе заседания отметили проблемы информатизации образования, развития новой дидактики – дидактики периода цифровой трансформации образования. Над их решением работают два структурных подразделения РАО – отделение философии образования и теоретической педагогики и отделение профессионального образования.

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, академик РАО О. Н. Смолин обозначил необходимость развития системы оценки качества и мониторинга работы вузов, проблемы создания системы рейтингования с учетом специфики страны и отечественного образования.

«Нам нужны серьезные меры по повышению качества высшего образования. Мы должны быть в состоянии разрабатывать собственные конструкторские решения», – сказал он.

Ректор РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, член-корреспондент РАО В. Г. Мартынов остановился на проблемах сочетания в образовательном и воспитательном процессах задач по формированию профессиональных и надпрофессиональных компетенций, а также традиционных ценностей с учетом характеристик и особенностей современного «цифрового» поколения абитуриентов технического вуза.

«Гармонизация государственных задач и конкурентоспособности университетов – это формирование профессиональных и надпрофессиональных компетенций, базой для которых служат традиционные российские ценности, в числе которых ответственность, патриотизм, коллективизм», – отметил он.

Член-корреспондент РАО, президент Южного федерального университета, председатель Совета ректоров Юга России М. А. Боровская в своем выступлении отметила, что региональные вузы призваны гибко реагировать на изменения в потребностях общества, предоставлять образовательные программы высокого уровня, отвечающие интересам своих отраслевых и территориальных субъектов, максимально использовать интеллектуальные и иные ресурсы.

«Университеты сегодня обеспечивают генерацию, распространение и применение новых знаний на основе взаимной интеграции науки, образования и инноваций. Мы в состоянии прогнозировать тенденции в образовании, науке, технике, технологиях и готовить специалистов, востребованных в различных отраслях экономики, бизнеса, технологий, культуры и других сферах, — рассказала она. – Сегодня государство четко выстраивает линию «наука — образование — технологии». И Национальный проект «Наука и университеты» является залогом продуктивного развития инфраструктуры. У субъектов России сегодня большой запрос на создание рабочих мест для людей с высшим образованием, а для этого нужно, чтобы открывались высокотехнологичные бизнесы — малые инновационные компании. Конечно, университет как драйвер развития региона несет ответственность за то, чтобы наши выпускники умели собрать команду, создать стартап и управлять высокотехнологичным бизнесом, понимая его тенденции».

По итогам заседания Президиум Российской академии образования обозначил ряд тенденций развития высшего образования в Российской Федерации: активизация взаимодействия образовательных организаций высшего образования с работодателями в целях обеспечения процессов импортозамещения и технологической безопасности; формирование федеральных и региональных образовательных систем в контексте реалий и перспектив «постболонского» развития высшего образования в России и интеграционных процессов, связанных с присоединением новых субъектов Российской Федерации; проектирование инновационных подходов в период цифровой трансформации высшего образования.

Одобрено решение о создании Научного совета по развитию высшего образования на базе отделения профессионального образования. Также решено проводить ежегодную всероссийскую научно-практическую конференцию по вопросам развития высшего образования с участием представителей научно-образовательного сообщества в сфере высшего образования и организаций работодателей.