Медиатека

Меню раздела

Интервью с Мальцевой Юлией Владимировной, заместителем директора МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа

Интервью с Мальцевой Юлией Владимировной

Сегодня в рамках рубрики #Непрерывноепедобразование публикуем интервью с Мальцевой Юлией Владимировной, заместителем директора МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – школа №2), куратором классов психолого-педагогической направленности.

Юлия Владимировна рассказала о реализации региональной программы психолого-педагогической направленности в школе с углубленным изучением иностранных языков и поделилась спецификой работы в условиях Крайнего Севера.

Аксиома Лаб: Расскажите об актуальном состоянии психолого-педагогических классов в Ноябрьске.

Юлия Владимировна: Сегодня в Ноябрьске проживают чуть более 100 000 человек, в образовательной системе города 15 школ. Классы психолого-педагогической направленности функционируют на базе трех образовательных учреждений с 2021 года. В настоящее время общее количество учеников педклассов составляет 63 человека, также есть волонтеры педклассов, учащиеся 8 классов, 25 человек. Ключевое отличие волонтеров от учащихся педклассов заключается в том, что они не проходят обучение по программам педагогических классов, обучение в которых начинается с 9 класса. В следующем году волонтерами также станут
и учащиеся 7 класса. На наш взгляд, раннее погружение в профессию, знакомство с основами психологии и педагогики, а также возможность практической деятельности — ключ
к формированию компетентного и вовлеченного учителя будущего.

Аксиома Лаб: Какими документами регулируется работа психолого-педагогических классов?

Юлия Владимировна: Деятельность психолого-педагогических классов регулируется основными документами сферы образования РФ, нормативно-правовыми актами, положениями
и локальными актами школ.

Аксиома Лаб: Поделитесь личным опытом организации работы в педагогическом классе как куратор таких классов в школе №2.

Юлия Владимировна: В настоящее время у школы заключены договоры о сотрудничестве с региональным институтом развития образования
Ямало-Ненецкого автономного округа, Сургутским государственным педагогическим университетом, Центром детского творчества и дошкольным образовательным учреждением «Дюймовочка». Сотрудничество с вузами позволяет нам привлекать опытных преподавателей к проведению мастер-классов, лекций, консультаций в рамках защит индивидуальных проектов.
Благодаря работе с Центром детского творчества ребята получают возможность заниматься вожатской деятельностью, проводить волонтерские акции, педагогические практики. Партнерство с «Дюймовочкой» позволяет учащимся проходить
педагогическую практику и наблюдать за работой опытных преподавателей. Стоит отметить, что в основном в психолого-педагогических классах учатся ребята гуманитарного направления, однако есть и представители технологического, и естественно-научного профилей. Обучающиеся педклассов из гуманитарного профиля на углубленном уровне изучают английский язык, литературу, обществознание. Дополнительно они осваивают предметы по выбору: основы права, русская словесность и психология межличностных отношений, что способствует расширению их кругозора и развитию аналитического мышления.

Аксиома Лаб: Какие курсы изучают ученики психолого-педагогических классов в рамках внеурочной деятельности?

Юлия Владимировна: Внеурочная деятельность включает в себя такие курсы, как «Основы педагогики» и «Педагогическая практика», которые позволяют школьникам ознакомиться
с основами образовательной деятельности и совершить свои первые шаги в педагогической профессии.

Аксиома Лаб: С какими трудностями Вы сталкиваетесь при организации работы в классе психолого-педагогической направленности?

Юлия Владимировна: Основной сложностью в организации внеурочного времени состоит в том, что ребятам приходится оставаться на занятиях после завершения основного расписания.
Мы работаем с учениками старших классов, они готовятся к экзаменам, много занимаются, найти дополнительное время бывает нелегко. Но мы стараемся учитывать интересы ребят
и предполагаем разные варианты решение проблемы: заранее согласовываем графики проведения внеурочных занятный с учетом мнения большинства; используем разные формы обучения, сочетаем традиционные методы уроков в классе с интерактивными и дистанционными технологиями; приветствуем наставническую практику среди учеников педагогических классов, когда ученики старших классов помогают младшим педклассовцам.

Аксиома Лаб: Какие условия нужно выполнить ученикам психолого-педагогических классов для успешного окончания обучения?

Юлия Владимировна: Для получения сертификата об окончании обучения в психолого-педагогическом классе необходимо успешно выполнить восемь курсов и пройти четыре практики в год. Все изученные за два года курсы и практики заносятся в зачетную книжку, после чего вручается сертификат об окончании психолого-педагогического класса. Поскольку мы работаем
по готовым рабочим программам, разработанным вузами, сама школа концентрируется на реализации практик и курсов по выбору учащихся.

Аксиома Лаб: Какие есть возможности у кураторов классов психолого-педагогической направленности?

Юлия Владимировна: На Ямале поддержку сети классов психолого-педагогической направленности реализуют департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа и региональный институт развития образования. В течение Года педагога и наставника кураторы педагогических классов побывали на стажировках в Омске, Тобольске, Санкт-Петербурге, Тюмени, а также в Белоруссии. У кураторов есть возможность знакомиться с интересными людьми, приобретать опыт, обогащаться идеями.

Аксиома Лаб: Какое количество выпускников психолого-педагогического класса продолжили обучение по профилю?

Юлия Владимировна: За последние 2 года одиннадцать выпускников психолого-педагогического класса нашей школы поступили в вузы и колледжи по педагогическому профилю. С двумя выпускниками заключен договор о целевом обучении — после окончания вуза они вернутся
в школу в качестве молодых специалистов в 2027 году.

Аксиома Лаб: Есть ли в педклассах особенные традиции?

Юлия Владимировна: Один из трогательных моментов в жизни учеников психолого-педагогического класса школы №2 – праздник посвящения в педклассовцы, где ребята произносят клятву и исполняют гимн педагогических классов Ямало-Ненецкого автономного округа.

Аксиома Лаб: Какие достижения обучающихся психолого-педагогических классов Вы можете отметить?

Юлия Владимировна: Совсем недавно наша команда «Активисты» заняла второе место
в профориентационном мероприятии «Открытый университет: Педагогические направления», который проводился Тюменским государственным университетом. Также учащиеся заняли первое место в международной интеллектуальной игре «Педкласс объединяет страны». Второй год подряд мы принимаем участие в Чемпионате по профессиональному мастерству «Профессионалы» в компетенции «Дошкольное воспитание (юниоры)». В 2025 году наша ученица 10 класса, Сабанина Софья, заняла второе место.

Аксиома Лаб: Ориентирована ли школа №2 на взаимодействие с детьми, имеющими особенности развития?

Юлия Владимировна: Да, в школе созданы все необходимые условия для обучения детей с ОВЗ
и инвалидов. Обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжёлыми нарушениями речи, также функционируют пять коррекционных классов для слабовидящих учащихся. Это стало одной из причин, по которой мы приняли решение об участии
в межрегиональной олимпиаде «Особый ребенок», в которой Сабанина Софья заняла первое место.

Аксиома Лаб: Как влияет участие в конкурсах на поступление школьников в вузы?

Юлия Владимировна: Участие в конкурсах и олимпиадах дает дополнительные баллы к ЕГЭ. Уже два выпускника воспользовались этой возможностью.

Аксиома Лаб: В каком формате проходит подготовка учащихся педклассов к участию в конференциях?

Юлия Владимировна: За каждым учеником закреплен руководитель – педагог от школы или вуза, в ходе консультаций с которым разбирается структура проекта, теоретическая или практическая части, а итог работы – защита или участие в конференциях. Ежегодно ребята принимают участие во Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Студенчество в научном поиске» и Международной студенческой научно-практической конференции «Студенческие исследования». По итогам участия в конференциях педклассовцы становятся победителями
и призерами.

Аксиома Лаб: Какие события в жизни учеников психолого-педагогического класса они считают наиболее важными, интересными?

Юлия Владимировна: Самыми яркими событиями, по мнению школьников, стали: региональный слет российского движения школьников Ямало-Ненецкого автономного округа, где ребята были задействованы в качестве волонтеров-вожатых, культурно-образовательная поездка
в Санкт-Петербург в рамках проекта «Содружество двух северных столиц», участие во Всероссийском юношеском педагогическом форуме в «Орленке», Всероссийский слет психолого-педагогических классов РГПУ имени А.И. Герцена.

Аксиома Лаб: С чем у Вас ассоциируется психолого-педагогический класс?

Юлия Владимировна: Педагогический класс — это площадка для самопознания, место для дружбы и взаимоподдержки. Педкласс – это начало пути к профессии. Это яркая
и запоминающаяся страница в школьной жизни, которая закладывает фундамент для будущей карьеры.

Аксиома Лаб: Благодарим за интервью, Юлия Владимировна! Какое напутствие Вы могли бы дать ребятам, которые еще только раздумывают о поступлении в психолого-педагогический класс?

Юлия Владимировна: Добро пожаловать в нашу дружную педклассную семью!

#Непрерывноепедобразование