Отделение общего среднего образования ведет отсчет свой деятельности с 1944 года, когда в структуре Академии педагогических наук РСФСР (Приложение к постановлению Совнаркома РСФСР от 14 февраля 1944 года №138) создается 3 отделения – отделение педагогики, отделение психологии и отделение методов обучения (отделение методик преподавания основных дисциплин в начальной и средней школе).
Отделение методов обучения возглавил и руководил им до 1948 года профессор Московского государственного университета, Лауреат Государственной премии СССР, действительный член АПН РСФСР Хинчин Александр Яковлевич. В 1948 году Президиумом Академии педагогических наук РСФСР по ряду организационно-материальных причин было принято решение о закрытии всех трех отделений.
Позднее, в 1964–1965 гг., когда академия расширила сферу своей деятельности, число её научных учреждений и экспериментальных школ увеличилось, Президиум счел возможным возвратиться к прошлому опыту работы Отделений. Решением Общего собрания в Академии педагогических наук РСФСР вновь были открыты три отделения – теории и истории педагогики, психологии и возрастной физиологии, дидактики и частных методик. Отделение дидактики и частных методик возглавил Моносзон Эле Исаевич – действительный член АПН РСФСР (1965), академик АПН СССР (1968), доктор педагогических наук, профессор.
Существенной отличительной особенностью работы отделений академии (АПН СССР, РАО) является то, что отделения были, наряду с институтами (которых было более 30), главными структурными подразделениями, осуществляющими основной вид деятельности академии – научные исследования. Эти исследования проводились по государственным программам и каждое отделение осуществляло планирование, руководство, контроль и отчетность об их выполнении перед руководством Академии и правительством страны.
Отделение общего среднего образования всегда имело целью помощь средней школе, научно-методическое обеспечение деятельности системы общего образования – самой крупной подсистемы образования как единственного уровня образования, являющегося всеобщим и обязательным.
Успехи отечественной общеобразовательной школы общеизвестны. Значительную роль в них имела и деятельность отделения.
Все крупные, значимые реформы школы советского времени связаны с деятельностью Академии и её отделений. Достаточно вспомнить о многолетней работе по переводу школы от обязательного начального образования к неполному среднему, а затем и к обязательному всеобщему среднему образованию. За несколько десятилетий с учётом колоссальных потерь в Великой Отечественной войне была выстроена система, школоведческое и методическое обеспечение которой полностью осуществлялось АПН СССР, её отделениями и институтами.
В этой работе огромную роль играют вопросы содержания образования. Важнейшей вехой в середине семидесятых годов стал переход школы на новое содержание образования (А.М. Арсеньев, М.П. Кашин, И.Д. Зверев, А.Н. Колмогоров, А.И. Маркушевич, А.А. Миролюбов и др.). А затем последовала разработка единого уровня содержания общего среднего образования, о котором сегодня вспоминают все чаще в связи с проводимыми реформами (В.М. Монахов, А.А. Пинский, Л.Н. Боголюбов, Е.К. Страут, Е.Е. Минченков и др.). Возможно крупнейшим достижением явилось создание к концу 80-х годов единых учебников по всем школьным предметам. Их авторы и сами книги – золотой фонд отечественной науки и практики:
История – Ф.П. Коровкин, Н.Г. Дайри, М.В. Нечкина, Е.В. Агибалова и др.
Математика – А.Н. Колмогоров, А.И. Маркушевич, С.И. Шварцбурд и др.
Химия – С.Г. Шаповаленко, Л.А. Цветков, Ю.В. Ходаков, Д.А. Эпштейн и др.
Русский язык – М.М. Разумовская, Т.А. Ладыженская, С.И. Львова, В.Г. Горецкий, В.И. Капинос и др.
Физика – А.В. Пёрышкин, А.А. Пинский, В.Г. Разумовский и др.
Биология – В.А. Корчагина, И.Д. Зверев, Н.М. Верзилин, Е.П. Бруновт и др.
География – А.В. Даринский, В.П. Максаковский, В.А. Коринская, И.С. Матрусов и др.
Обсуждаемый период развития нашей школы и истории отделения – это еще и время, когда в стране была разработана и реализована система политехнического образования школьников и система профориентационной работы в школе. Старшая школа стала «школой с производственным обучением». Работы Института трудового обучения и профориентации намного опередили свое время, став во многом истоком развития в дальнейшем специализированных школ и современной системы профильного обучения (П.Р. Атутов, В.А. Поляков, И.А. Сасова, В.М. Казакевич и др.).
Примерно в это же время разрабатывалась «кабинетная система обучения», создавалась государственная система и классификация средств обучения и учебного оборудования (Институт школьного оборудования и технических средств обучения – С.Г. Шаповаленко, Т.С. Назарова, Н.М. Шахмаев, Е.С. Полат, Л.С. Зазнобина, Л.П. Прессман и др.)
Отдельного внимания заслуживают уникальные методики и учебно-методические комплекты по изучению русского языка в национальных школах (Н.М. Шанский, Е.А. Быстрова, М.В. Черкезова, А.П. Окунева и др.). Ничего подобного в мире не было и нет до настоящего времени. Тот факт, что русский язык во многих странах бывшего СССР является вторым государственным и языком бытового общения – во многом заслуга Института изучения русского языка в национальной школе Отделения общего среднего образования АПН СССР.
В рамках исследований Научно-исследовательского института содержания и методов обучения (НИИ СиМО, позже ИСМО РАО) и отделения была создана первая в мире концепция курса и учебная программа по информатике (тогда – кибернетике), опубликованная в 1965 году – В.С. Леднев, А.А. Кузнецов.
Проведены два крупнейших комплексных исследования по нормализации учебной нагрузки школьников по всем учебных предметам (опубликованы монография и руководства по всем учебным предметам – И.Д. Зверев, В.М. Монахов, А.А. Миролюбов, И.И. Баринова, В.В. Фирсов, А.Г. Колосков, Н.Ф. Виноградова и др.) и формированию мировоззрения школьников (опубликованы монография и рекомендации по всем учебным предметам – Э.И. Моносзон, Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.Н. Егорова, Т.П. Герасимова, И.А. Сасова и др.).
В работе отделения и его институтов в постсоветское время необходимо отметить, прежде всего, разработку государственных образовательных стандартов (ФГОС), как комплекса нормативных и методических документов государственного уровня. В его составе:
Исследования в этой области были абсолютно инновационными как по своим задачам, так и по результатам.
То же самое можно сказать и о масштабном исследовании по становлению системы профильного обучения на старшей ступени общего образования. Как и в предыдущем случае практически все нормативные и методические документы были разработаны в РАО. В основном сохранился и коллектив разработчиков. Концепция профильного обучения (А.А. Пинский, А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, Е.Л. Рачевский, А.Г. Каспаржак, С.С. Кравцов и др.) была утверждена в 2003 году. Постановлением Правительства РФ введение системы профильного обучения было начато в 2006 году. (Постановление Правительства РФ от 9 июня 2003 г. № 334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования»).
Отметим, что все международные сравнительные исследования качества образования PIRLS, TIMSS, PISA и др., в которых участвовала наша страна с конца 80-х годов проводились силами ИСМО РАО и нашего отделения (В.Г. Разумовский, Ю.И. Дик, Г.С. Ковалева, К.А. Краснянская, Е.А. Седова, А.Ю. Пентин, Е.С. Смирнова и др.).
В настоящем обзоре охарактеризованы лишь основные работы отделения, знаковые вехи в жизни нашей школы и педагогической науки, в которых вклад отделения не подлежит сомнению. Практически все перечисленные выше выдающиеся ученые и практики в разные годы являлись членами Отделения общего среднего образования Российской академии образования и сотрудниками её институтов.
В заключение повторим, что на протяжении шестидесяти лет деятельность отделения была неразрывно связана с деятельностью Института содержания и методов обучения (ИСМО РАО) – ведущего института в структуре Академии педагогических наук (АПН СССР). Отделение координировало деятельность ряда научно-исследовательских институтов, среди которых в разные годы были:
Институт трудового обучения и профориентации,
Институт преподавания русского языка в национальной школе,
Институт школьного оборудования и технических средств обучения,
Институт общего образования взрослых,
Институт электронных программно-методических средств обучения,
Институт развития образовательных систем,
Институт психолого-педагогических проблем детства,
Институт управления образованием,
Институт стратегических исследований в образовании,
Институт научной информации и мониторинга и др.
За годы своего существования Отделение общего среднего образования неоднократно меняло своё название:
Отделение методов обучения (отделение методик преподавания основных дисциплин в начальной и средней школе), 1944–1948 гг.;
Отделение дидактики и частных методик, 1965–1989 гг.;
Отделение общего образования 1990–1991 гг.;
Отделение общего среднего образования, с 1993 г. по настоящее время.
Возглавляли Отделение:
Хинчин Александр Яковлевич, 1944–1948
Моносзон Эле Исаевич, 1964–1968
Зверев Иван Дмитриевич, 1968–1981
Разумовский Василий Григорьевич, 1981–1992
Глейзер Григорий Давыдович, 1993–1997
Леднев Вадим Семёнович, 1997–2000
Кузнецов Александр Андреевич, 2000–2008
Рыжаков Михаил Викторович, 2008–2009
Ломов Станислав Петрович, 2009–2017
Дронов Виктор Павлович, 2017–2019, 2021–2022
Карев Борис Анатольевич, 2019–2021
В настоящее время Отделение общего среднего образования возглавляет и.о. академика-секретаря – член-корреспондент РАО Босова Людмила Леонидовна. На начало 2024 года в Отделении состоит 23 академика и 25 членов-корреспондентов, к Отделению также прикреплены 14 профессоров и 6 доцентов РАО.
Деятельность Отделения общего среднего образования на современном этапе
В современный период деятельность Отделения общего среднего образования определяется нормативными актами и стратегическими документами федерального уровня (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 3684-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период 2021-2030 годы и др.) и фундаментальными исследованиями в области обучения, воспитания и развития по уровням общего образования (дошкольному, начальному, основному и среднему), а также прикладными исследованиями в сфере реализации государственной политики и стратегических направлений развития системы общего образования, дидактики, методик учебных предметов и образовательной деятельности.
Члены Отделения осуществляют широкий комплекс актуальных практико-ориентированных исследований, обращенных к научному обоснованию и совершенствованию как педагогической науки, так и системы российского образования.
Научный совет по проблемам экологического образования (открыт в 1970 году, руководитель – академик РАО А.Н. Захлебный)
Научный совет по развитию предпринимательского образования (открыт в 2018 году, руководитель – член-корреспондент РАО Ю.Б. Рубин)
Научный совет по проблемам технологий виртуальной и дополненной реальности в образовании (открыт в 2021 году, руководитель – член-корреспондент РАО К.С. Голохваст)
Научно-методический совет по развитию социально-гуманитарного образования (открыт в 2023 году, руководитель – академик РАО О.Ю. Васильева)
Научный совет по развитию системы оценки качества образования (открыт в 2023 году, руководитель – академик РАО Болотов В.А.)
Научный совет по развитию естественно-математического образования (открыт в 2024 году, руководитель – член-корреспондент РАО Оржековский П.А.)