РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Центр образовательного законодательства и проблем правоприменения

О центре

Цель создания Центра:
Осуществление научного и методического обеспечения системы образования Российской Федерации в части образовательного законодательства и проблем правоприменения.

Задачи, поставленные перед Центром:

  • проведение системного анализа законодательства, правоприменительной практики и важнейших законопроектов в образовательной сфере;
  • отбор и обобщение предложений по вопросам совершенствования законодательства в сфере образования, поступающих от граждан и организаций;
  • экспертное правовое сопровождение законотворческой и правоприменительной деятельности.
  • формирование единой правоприменительной практики в сфере образования;
  • повышение правовой культуры участников образовательного процесса;
  • выполнение исследований в области образовательного законодательства и правоприменения.

Функции, выполняемые центром:

  • проведение мониторинга действующего законодательства РФ в образовательной сфере;
  • проведение мониторинга правоприменительной практики в образовательной сфере.
  • прогнозирование (моделирование) развития нормативного регулирования деятельности в образовательной сфере;
  • разработка предложений по вопросам совершенствования законодательного регулирования образовательного процесса;
  • информирование общественности о результатах работы Центра через сми.
  • проведение прикладных исследований в сфере образовательного законодательства;
  • привлечение сотрудников Академии в текущие научные проекты Центра;
  • участие в подготовке научных исследований и разработок по вопросам деятельности Центра;
  • осуществление помощи во внедрении результатов исследований и разработок в сфере образовательного законодательства в практическую деятельность образовательных организаций;
  • создание качественно новых подходов к проведению профориентационной работы;
  • изучение запросов, методическое сопровождение и оказание адресной помощи образовательным организациям по вопросам применения нормативных правовых актов в сфере образования;
  • прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей образовательных организаций и педагогических работников, оказание им информационно-методической помощи;
  • инициирование в составлении учебных пособий, методических указаний, учебных материалов и т.д.;
  • экспертно-консультационное сопровождение деятельности инновационных площадок РАО в части применения образовательного законодательства;
  • консультирование по вопросам организации образовательной деятельности, по созданию локальных актов, нормативной документации, рецензирование программ сторонних организаций, в том числе, на договорной основе;
  • разработка модели межведомственного и внутриведомственного взаимодействия;
  • организация сетевого взаимодействия служб различных образовательных организаций;
  • инициирование международного сотрудничества, а также организация региональных, отраслевых научных конференций, симпозиумов, научных школ, конгрессов, съездов, круглых столов и т.д.

В настоящее время Центр выполняет следующие работы, в том числе в рамках государственного задания:

  • осуществляет организационно-правовое и консультационное сопровождение деятельности инновационных площадок РАО;
  • осуществляет мониторинг правоприменительной практики инновационных площадок РАО;
  • организовывает и проводит просветительские мероприятия для профессорского, преподавательского, научного и родительского сообщества;
  • организовывает и проводит ежегодную научно-практическую конференцию, посвященную актуальным вопросам образовательного законодательства и правоприменительной практики в данной сфере.  

В 2022 году в Центр:

  • организовал и провел Научно-практическую конференцию «Образовательное законодательство и проблемы правоприменения: тренды и перспективы» (17 мая 2022 г.), где были проведены дискуссии по направлениям:
  • образовательное право как новая отрасль российского права;
  • трансформация образовательного права в цифровую эпоху;
  • проблема правосубъектности участников образовательного процесса;
  • государственный контроль и надзор за деятельностью образовательных организаций: проблемы и перспективы;
  • индикаторы оценки эффективности образовательного права; эффективность действующего правопорядка в сфере образования; аналитика образовательного права.
  • дал экспертное заключение на приказ Минпросвещения России, а также в Госдуму в части внесения изменений в Федеральный закон от 29.12.2022 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • подготовил предложения в Минюст России о внесении изменений в ряд законодательных актов в части защиты семейных ценностей, в т.ч. в Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»;
  • в рамках работы в Комитета по профессиональным квалификациям в области школьного образования СПК в сфере образования провел экспертизы проектов профстандартов работников в сфере образования;
  • разработал проекты локальных нормативных актов РАО: -порядок регистрации кандидатов в члены Российской академии образования;
  • регламент проведения голосования и подсчета голосов на выборах членов Российской академии образования;
  • положения об отделениях;
  • положения о центрах;
  • положения о лабораториях;
  • положение «Порядок оказания платных образовательных услуг по ДПО».
  • разработал цикл лекций и провел семинар на тему: «Образовательное законодательство: источник проблем или поле возможностей?»;
  • осуществлял содействие в подготовке: -устава Общероссийской общественной организации «Российская ассоциация психологов высшей школы»;
  • устава АНО «Научно-образовательный центр Российской академии образования»;
  • положения «О редакционно-издательском совете ФГБУ «Российская академия образования».
  • принимал участие в качестве спикеров в мероприятиях центров Академии.