РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: Н.Н. Поддьяков

Президиум Академии с прискорбием сообщает о кончине академика РАО Николая Николаевича Поддьякова

Президиум Российской академии образования с прискорбием сообщает, что на 92-м году жизни не стало Николая Николаевича Поддьякова, выдающийся советского и российского психолога, специалиста в области детской психологии и дошкольной педагогики, доктора психологических наук, профессора, академика РАО.

В 1953 году Николай Николаевич Поддьяков закончил отделение психологии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, в 1957 году – аспирантуру Института психологии АПН РСФСР. В 1960 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Особенности ориентировочной деятельности у дошкольников при формировании и автоматизации практических действий», в 1974 году – докторскую диссертацию на тему «Развитие допонятийных форм мышления в дошкольном детстве».   

Больше 30 лет Николай Николаевич проработал в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. В течение многих лет он руководил лабораторией умственного воспитания, а в 1981 году после смерти своего учителя А.В. Запорожца сменил его на посту директора.

Первые работы Н.Н. Поддьякова посвящены изучению ориентировочно-исследовательской деятельности дошкольников. Развивая это направление, ученый разработал оригинальную теорию познавательного развития ребенка, имеющую фундаментальное общепсихологическое значение.

Крупным достижением в области дошкольной педагогики и психологии 70-80-х гг. явилось теоретическое экспериментальное исследование важнейшей детской деятельности – деятельности экспериментирования, осуществленное под руководством Н.Н. Поддьякова сотрудниками НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.

В 80-е гг. Николаем Николаевичем Поддьяковым и его сотрудниками было разработано фундаментальное направление научных исследований формирования и развития творчества у детей дошкольного возраста. Ключевые положения данного направления: творческое усвоение дошкольниками общественного опыта, общечеловеческой культуры, детское экспериментирование как ядро творчества дошкольников, взаимосвязь саморазвития и развития, эвристическая структура личности ребенка как исходная основа всех разнообразных проявлений творчества детей. В период с 1975 по 1992 годы была осуществлена интенсивная широкомасштабная реализация приоритетной проблематики детского творчества как в теоретических, так и в экспериментальных работах, выполненных Н.Н. Поддьяковым и его сотрудниками. По данной тематике опубликованы следующие монографии: “Умственное воспитание дошкольников” (М., 1972), “Мышление дошкольника” (М., 1977), “Содержание и методы умственного воспитания в детском саду” (М., 1980), “Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников” (М., 1985), “Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста” (Волгоград, 1994), “Закономерности психического развития ребенка” (Краснодар, 1997).

К ключевым проблемам психического развития и творчества детей Николай Николаевич Поддьяков относил проблему саморазвития. В этом направлении им был сделан ряд серьезных разработок. Так, в 1983 году он выделил универсальную способность детей дошкольного возраста – способность самостоятельно строить все более сложные иерархические структуры собственной деятельности (внешней и внутренней). Данная способность выступает основой саморазвития детей и проявляется в процессе построения любой детской деятельности.

Н.Н. Поддьяков внес существенный вклад в решение проблемы развития начальных форм категориальной структуры мышления детей, становления наивной диалектики их сознания.

Работы Николая Николаевича Поддьякова широко известны педагогической общественности: его книги получили широкое признание у студентов, аспирантов, научных и практических работников. Его монографии переведены на немецкий, английский, испанский, японский, польский и другие языки.

Выражаем искренние соболезнования и сочувствие родным, близким, коллегам и ученикам Николая Николаевича Подьякова! Это невосполнимая утрата для российской науки и Академии!