Медиатека

Меню раздела

Интервью с Милютиной Наталией Викторовной, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры возрастной и педагогической психологии Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

Интервью с Милютиной Наталией Викторовной

Центр развития педагогического образования Российской академии образования проводит серию научно-методических вебинаров по вопросам деятельности психолого-педагогических классов. Гостем интервью стал эксперт, открывший цикл вебинаров, — Милютина Наталия Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Наталия Викторовна — лауреат I степени в номинации «Педагогические работники, занятые в деятельности психолого-педагогических классов» Всероссийской олимпиады РАО «Педагог — это призвание», прошедшей в 2024 году. 

С Наталией Викторовной мы поговорили о работе с психолого-педагогическими классами и социальном партнерстве при реализации различных моделей этого направления. 

Аксиома Лаб: Наталия Викторовна, что сегодня входит в круг задач при реализации программ классов психолого-педагогической направленности? 

Наталия Викторовна: Можно рассмотреть деятельность психолого-педагогических классов с совершенно разных сторон: как проектирование программ, как содержательный аспект, как методику работы в этих классах. Очень важны моменты, связанные с поддержанием мотивации обучающихся, чтобы их включенность и тот опыт, который они получили в психолого-педагогических классах, был транслирован в последующую педагогическую деятельность. Сегодня психолого-педагогические классы – это более широкое видение работы как системы организаций, учреждений, ведомств, в целом партнеров, которые заинтересованы в деятельности таких классов как начальной ступени непрерывного педагогического образования. 

Аксиома Лаб: Что понимается под социальным партнерством в реализации программ психолого-педагогических классов? 

Наталия Викторовна: Если рассмотреть этот термин в целом, то он раскрывается как система организаций, учреждений, ведомств, которая направлена на решение социально значимых задач и достижения социально значимого результата. В данном случае мы говорим о взаимодействии партнеров, которые объединяются, чтобы достичь основной цели — высокого качества реализации программ психолого-педагогической направленности. 

 Аксиома Лаб: Как оценивать результаты работы психолого-педагогических классов, что будет критерием успеха?  

Наталия Викторовна: Главный результат, на который мы работаем, — развитие наших выпускников в педагогическом направлении. Речь идет не просто о поступлении наших ребят в педагогические колледжи и вузы, но и дальнейшем вхождение в профессию. Причем важны не только первые три года в школе, когда происходит сложный адаптационный период, но и успешная самореализация на протяжении всего профессионального пути.  

Аксиома Лаб: Каковы барьеры поступления выпускников психолого-педагогических классов в педагогические вузы и классические университеты на программы педагогической направленности на сегодняшний день? 

Наталия Викторовна: Среди препятствий и трудностей, которые не позволяют нам получить полное удовлетворение от нашей деятельности, можно выделить три основных барьера. Во-первых, это отсутствие реального опыта. Гонка за количеством психолого-педагогических классов снижает качество нашей внутренней работы. Очень часто психолого-педагогический класс открывается в школе и не выходит за социальные границы своей образовательной организации. Занятия в таких классах ведут внутренние педагоги, с которыми ребята уже знакомы. Замкнутость взаимодействия внутри структуры приводит к тому, что обучающиеся не видят перспектив развития и реализации в этой профессии. Здесь, например, хорошо работает практика привлечения к проведению уроков студентов, которые приходят к ребятам и зажигают в них интерес к профессии учителя. Также важно транслировать успех молодых педагогов, студентов педагогических специальностей, ставя в пример не только того учителя, который уже реализован в профессии, а того, кто демонстрирует положительный пример ближайшей перспективы. 

Во-вторых, влияет то, что закладывается в содержание программ психолого-педагогических классов. Проблема заключается в том, что, как правило, охватываются базовые теоретические аспекты, которые связаны с начальными этапами обучения в вузе и не позволяют изучать программу на актуальном для старшеклассников уровне, с учетом вызовов и трендов современного образования. 

 В-третьих, противоречие, которое сегодня существует в обществе — невысокий престиж профессии педагога. И здесь именно родители имеют очень большое значение при выборе профессионального будущего своего ребенка, их мнение важно в моменте. Должна быть единая линия: школа дает практические навыки и умения, прикосновения к педагогической профессии, а родители, в свою очередь, говорят о том, насколько это важно, ценно и необходимо. Именно они должны поддержать ребенка в выборе своего педагогического будущего.  

Аксиома Лаб: В процессе обучения в психолого-педагогическом классе ребята начинают открывать в себе особые навыки. Как увидеть педагогическую одаренность школьника? 

Наталия Викторовна: При обозначении критериев педагогической одаренности мы выделяем желание ребят работать с детьми, получать и передавать знания, умение работать с информацией, анализировать и систематизировать ее в новый творческий продукт, желание найти нестандартное решение предлагаемых в процессе обучения задач, а также внутренний азарт к тому, чтобы продемонстрировать результат своей поисковой, исследовательской, творческой, методической работы и получить поддержку у своих одноклассников. Например, одна команда перед проведением профессиональной пробы со своими одноклассниками подготовила письменный договор о том, что обе стороны обязуются активно участвовать в мероприятии и по итогу приз получила команда, набравшая меньшее количество баллов. В этом примере как раз и демонстрируется творческий подход и нестандартность к педагогической деятельности. В другом проекте ребята разработали упражнение «Ключ к сердцу учителя». Через собственный ученический опыт и взаимодействие с учителями, они выделили позиции, которые важны для разных учителей и систематизировали эти аспекты в «ключи», открывающие сердце учителя: отзывчивость и исполнительность, выполнение домашнего задания, не опаздывать на уроки, оригинальный подход к работе, быть опрятным и аккуратным. Перед началом занятия у меня спросили, что для меня является важным среди перечисленных пунктов, что бы раскрыло мое учительское сердце. В процессе работы этот же вопрос задали классу, и ученики четко отгадали выбранный мной вариант, «оригинальный подход к работе»! Пример разработки этого упражнения говорит о развитии у обучающихся психолого-педагогического класса не только аналитических и творческих умений, но и высокого уровня эмпатии. 

Аксиома Лаб: Поговорим о структуре для психолого-педагогических классов. Какие модели социального партнерства для них сегодня актуальны? 

Наталия Викторовна: Самый простой вариант — формальное партнерство, когда заключаются договоры, существуют обязательства о реализации мероприятий, но отсутствует системный подход. Это может быть в виде единичных проектов, выглядеть хорошо документально, но реально субъекты не будут взаимодействовать в достаточной мере. Соответственно, здесь минимален и формален будет сам результат. 

Второй вид — функциональное партнерство, когда проводится более системная, целенаправленная, организованная работа, но все равно присутствуют ограничения, которые не дают тех результатов, к которым мы стремимся. Следует отметить, что данный формат, несмотря на свои несовершенства, в любом случае улучшает мотивацию и погружает школьников в педагогическую деятельность. 

Наконец, существует модель экосистемного партнерства, когда погружение в профессию идет с первых дней, организована система наставничества, проводятся профессиональные пробы, присутствует активная включенность обучающихся в конкурсах и олимпиадах всероссийского масштаба за пределами их образовательной организации. Все это демонстрирует более высокий уровень взаимодействия. В результате выпускники, получив такой разнообразный педагогический опыт, не только качественно осваивают теоретический материал, но и овладевают практическими навыками, которые хотят закрепить и транслировать в своей профессиональной деятельности. Такой вид партнерства на сегодняшний день получает все большее распространение. 

Аксиома Лаб: Можно ли говорить о барьерах к построению экосистемного партнерства на сегодняшний день? Какие из них вы могли бы выделить? 

Наталия Викторовна: Для начала следует обозначить объективные моменты. Во-первых, это практика формального, а не реального сотрудничества субъектов. Во-вторых, недостаток ресурсов на организацию стажировок и наставничества. Здесь мы говорим не только про материальную составляющую и площадки, но и про кадровый дефицит. Третий барьер — отсутствие стратегии взаимодействия между школами и вузами. В данной ситуации необходимо обеспечить работу главенствующего субъекта, который станет аккумулятором, стратегом в построении этого взаимодействия. 

К субъективной составляющей, которая наравне с объективной является сдерживающим элементом, мы относим высокую загруженность учителей, и психолого-педагогические классы для них – это дополнительная нагрузка. Личность учителя, его заинтересованность своей профессией — самое главное, что ребенок должен увидеть в преподавателе и что имеет потенциал к преодолению всех сдерживающих факторов. 

Аксиома Лаб: Каковы пути преодоления проблем и ограничений к массовому внедрению экосистемного подхода? 

Наталия Викторовна: Во-первых, мы должны организовать такую систему сотрудничества, при которой исключалась бы разовость мероприятий. Например, Тамбовский государственный университет составляет план совместной работы с Министерством образования и науки Тамбовской области и другими образовательными организациями, участниками проекта по формированию моделей психолого-педагогических классов. Мы организовываем большие учительские недели, в рамках которых проводится концентрированное количество событий для психолого-педагогических классов. При этом площадки работают не только в Тамбове, но и по всей области. Мы составляем дорожную карту по мероприятиям в течение года, которая включает активности, конкурсы, творческие работы, теоретически задания — абсолютно разные форматы. Подчеркну, что данная системная, целенаправленная, организованная работа непременно должна подтверждаться договорами о сотрудничестве. 

Во-вторых, момент нехватки кадров. Здесь мы говорим о необходимости как демонстрации опыта для студентов, так и трансляции самими студентами удовлетворенности выбором своей профессии. В данном случае для учеников психолого-педагогических классов студенты выступают наставниками, которые передают свой личный опыт, те знания, умения, навыки, которые так необходимы в формировании компетенций и воспитании ребят. 

В-третьих, финансирование стажировочных площадок. В данном случае грантовая поддержка является одним из таких вариантов. Привлечение спонсора или партнера, с одной стороны, кажется проще, с другой — не является столь результативным. Опыт участия учителей в различных конкурсах и проектах, их собственная активность в них крайне важна. Я считаю, что гораздо интереснее принять активное участие и на собственном примере зажечь своих ребят.  

Аксиома Лаб: На ваш взгляд, насколько высока вероятность, что ребята, которые выпустились из психолого-педагогических классов и уже пришли в школу, останутся в профессии? Как вы оцениваете потенциал их закрепления на месте?  

Наталия Викторовна: Я думаю, что удовлетворение от работы с детьми является ключевым фактором закрепления выпускников в профессии. Не бонусы, связанные с зарплатой или повышенным количеством отпускных дней, а именно ощущение отдачи от детей. У нас есть выпускница, которая сняла видеоролик о работе со своими ребятами, учениками пятого класса. Именно дети, их отношение к ней, их увлеченность совместной деятельностью помогли создать продукт, на котором мы видим счастливых ребят и молодую учительницу. Мне кажется, молодым педагогам очень сложно уйти от этой неподдельной детской любви. 

Помимо этого, когда мы говорим о реализации программ психолого-педагогических классов, мы должны учитывать комфортность среды и командную работу. В одиночку очень тяжело налаживать взаимодействие, внедрять новые методики, решать организационные вопросы. Необходимо создавать команды увлеченных делом ребят, учителей, наставников, абсолютно разных партнеров и субъектов, объединенных общей целью – развитие системы психолого-педагогических классов как элемента непрерывного педагогического образования!

Подробнее о работе Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина можно узнать по ссылке.

#непрерывноепедобразование