РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

“Российская газета”: “Деловой завтрак” с президентом Российской академии образования О.Ю. Васильевой

Чему сегодня учат будущих педагогов? Какой должна быть зарплата учителя? Почему отклоняют диссертации по педагогике? На вопросы читателей и журналистов на “Деловом завтраке” в редакции “Российской газеты” отвечала президент Российской академии образования Ольга Юрьевна Васильева.

Ольга Юрьевна, по последним данным, в школах сегодня не хватает учителей иностранного языка, математики, русского и литературы, физики, информатики. В дефиците учителя-логопеды, дефектологи. А вузы их выпускают?

О.Ю. Васильева: Чтобы выяснить это, Российская академия образования провела большой мониторинг педагогических программ в вузах. Мы посмотрели 2,5 тысячи программ в педагогических и классических университетах: 92 процента – бакалавриат, а оставшиеся 8 – магистратура. Больше половины программ – 55 процентов – гуманитарные. Около 27 процентов – естественно-научной, физико-математической или технической направленности. А вот дальше – провал. Вы сказали о дефиците дефектологов. Это большая беда. Лишь 9 процентов программ – дефектологические. А ведь когда-то мы именно этим славились на весь мир. Сегодня на дефектологию ребята поступают неохотно, баллы ЕГЭ невысокие. Для сравнения, в 70-80-е годы XX века за место здесь боролись 8-9 человек.

Маленький пример: на “круглом столе” по школьной неуспеваемости известный дефектолог, академик Ольга Ильинична Кукушкина рассказала о технике обучения чтению ребенка с проблемами слуха за 4 месяца. Но если эту методику применить для ребенка с нормальным слухом, мы научим его читать за полтора месяца! Почему об этом никто не знает, не пользуется? Потому что мало кто изучает историю педагогики. Знаете, кто в прошлом году, в еще ковидное лето, читал книги в легендарной педагогической библиотеке им. Ушинского, где собрано более полутора миллиона книг по педагогике начиная с XVI века? Пять исследователей. Все. Зачем идти в библиотеку, когда есть Википедия?

Ну и завершающий “аккорд”: только 3,3 процента программ посвящено дошкольному образованию. Кафедры по подготовке специалистов по дошкольному образованию закрываются или укрупняются. Наследие Запорожца никто не изучает и не тиражирует.

Полностью интервью можно прочитать по ссылке.