РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

«Интерфакс»: Ольга Васильева: нам удалось услышать учителей

Президент РАО рассказала о Международной Ассамблее “Ученик в современном мире: формула успеха”.

– Прошедшая Ассамблея называется первой. Но вопросы школьной неуспешности, которые на ней обсуждались, в разных вариантах затрагивались всегда. Почему первая?

– Конечно, тема эта не новая и достаточно болезненная. Но подходы к ней, зачастую, мы видели лишь фрагментарные, не вполне системные. Коллеги-ученые затрагивали ее в рамках своей профильной работы, своих тематик. Но какого-то обобщения накопленного опыта и всего массива данных, большого, многостороннего обсуждения в рамках одного мероприятия не было. Поэтому мы гордо заявили, что оно первое.

– Каков вообще смысл Ассамблеи? Всем известно, что есть ученики неуспевающие, есть отличники. И, как всегда, идут оценки деятельности школы по этим двум категориям. Но подавляющее большинство учеников все-таки средние.

– Да, и именно на этих детей, а их много, мы и хотим обратить внимание. К сожалению, не всегда учителя интересуются их жизнью, чем они занимаются: ходят ли в платные секции или к репетиторам, сидят ли целыми днями у экранов. Вот эти “обычные” дети из обычных семей оказываются в зоне риска. Они задают вопросы: “А если я не талантливый? Если еще не нашел себя? Какой у меня шанс в этой жизни?” Задача школы поддержать именно их, но для этого нужна поддержка и учителям.

С этой точки зрения большим потенциалом обладает дополнительное образование. Любой ребенок должен иметь возможность развивать свои таланты в бесплатном кружке или секции. Это может быть спортивная, музыкальная или художественная школа, а могут быть шахматы или робототехника.

В своем выступлении на Ассамблее заместитель председателя Наблюдательного совета Российского общества “Знание” Любовь Николаевна Духанина отметила, что детям и подросткам хочется работать в комфортной психологической среде. В подходящем им темпе, в рамках своих возможностей, и не быть наказанными за это “двойками”. Больше трети ребят ответили, что им не хватает возможности заниматься в кружках, чтобы быть счастливым и успешным в будущем. Зачастую именно дополнительное образование позволяет неуспевающим в школе не только проявить свои лучшие качества и способности, быть успешным в других видах деятельности, но и сформировать адекватную самооценку, научиться не бояться ошибок. Главное – создать как можно больше возможностей для дополнительного образования и развития наших детей.

Исследования ученых РАО показывают, что стремление подростков к успеху иногда может привести к совершенно противоположным результатам – трудностям в обучении и социальной адаптации. Это связывают с возрастными особенностями процессов, которые происходят в мозге ребенка. У подростков активнее начинают работать те структуры мозга, которые сигнализируют о возможности достижения успеха, создают стремление к достижению цели, а также снижают функциональные возможности структур, отвечающих за прогнозирование вероятности неуспеха.

Помочь в решении школьных трудностей может осознанная саморегуляция – способность контролировать свои эмоции, познавательные процессы и свое поведение. Эти механизмы закладываются еще в дошкольном возрасте, их нужно стараться и уметь формировать и родителям, и педагогам детских садов. Ученые РАО говорят о том, что при поступлении в школу каждый третий современный ребенок имеет низкий уровень таких способностей, что может повлиять на его успехи в учебе. Саморегуляция влияет на адаптацию ребенка к школьному обучению, его академическую и социальную успешность. Особенно ярко это проявляется в освоении математики.

Полностью статью можно прочитать по ссылке.