РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: крепкая семья Л.А.Вербицкая

В Москве обсудили роль психологической службы образования в работе с семьей

Предложения участников обсуждения будут доложены министру образования РФ.

moskva3

Роль психологической службы образования в работе с семьей обсудили во вторник, 15 ноября, в Российской академии образования на заседании научно-координационного совета по вопросам семьи и детства. Заседание прошло под председательством президента Российской академии образования Людмилы Вербицкой и председателя научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства, директора федерального проекта «Крепкая семья» Артура Реана.

По его словам, необходимо организовать и провести масштабную работу по экспертизе, разработке, апробации и внедрению в практику специального учебного курса и программы по психологии семьи и семейной жизни («семьеведение», «этика и психология семейной жизни», «основы семейной жизни», «фамилистика» и пр.), тем более что, осознание такой необходимости присуще самим старшеклассникам. По данным широкомасштабного исследования, проведенного под эгидой РАО, 66% старшеклассников полагают, что к созданию семьи нужно готовить путём обучения. Актуальность этого направления подчеркивает и колоссальное число разводов в стране, особенно среди молодежи – в первые пять лет брака.

Региональный координатор Федерального проекта «Крепкая семья», секретарь Общественной палаты Свердловской области Лариса Докучаева рассказала про работу служб медиации Свердловской области и предложила создать единый информационно-методический электронный портал в области деятельности психологических служб на федеральном уровне, разработать концепцию развития психологической службы в Российской Федерации, включающую модели психологического сопровождения семьи и детей.

«Необходимо также организовать проведение всероссийских научно-практических форумов и конференций по проблемам развития психологической службы в сфере образования, актуальным вопросам развития психологической науки и практики с участием общественных некоммерческих организаций, родительской общественности», – отметила она.

Об исследовании на тему «Удовлетворенность родителей условиями учебного процесса и их оценка распространенности конфликтных ситуаций в школе» выступил руководитель центра социологии образования РАО, академик РАО Владимир Собкин. Он также представил результаты опроса 3000 родителей Ленинградской области.

Первый проректор, проректор по научной работе Института специальной педагогике и психологии им. Рауля Валленберга Роман Демьянчук вынес на обсуждение вопрос о возможности расширения профессиональных компетенций педагогов-психологов, приобретаемых в ходе профессиональной подготовки, позволяющих получать более глубокие знания в области сопровождения родителей (конституционно обязанных обеспечивать воспитание своих детей) и семей в целом, а также иметь более сформированные практические навыки в работе с семьями.

Региональный координатор проекта «Крепкая семья», замсредседателя Заксобрания ЯНАО, председатель комитета по социальной политике Елена Зленко отметила необходимость эффективного психолого-педагогического сопровождения неблагополучных семей, где не выполняются  воспитательные функции: успешная социализация детей, обеспечение психологического комфорта, эмоциональное благополучие ребенка.

Прозвучали и обсуждались такие предложения как: необходимость проведения с семьей досуговых мероприятий в целях коррекции и улучшения взаимопонимания, взаимоуважения и доверительного отношения к семье; организация широкомасштабных психологических исследований по проблемам семьи, семейных отношений и воспитания детей в семье ; необходимость решения на федеральном уровне вопроса организации системы государственных специализированных психологических семейных консультаций; усилить информационные компании, направленные на формирование в обществе представлений о ценности семейного воспитания, ориентированного на уважительное отношение к согражданам из всех слоев общества; необходимость разработки и издание учебно-методических пособий по вопросам семьи, детства, а также методического обеспечения деятельности специалистов психологических семейных  консультаций и др.

В заседании также приняли участие член рабочей группы проекта «Крепкая семья», Заслуженный учитель Российской Федерации, директор МОУ «Лицей №9 имени заслуженного учителя РФ А.Н.Неверова» г. Волгограда Ирина Жигульская, директор института педагогики и психологии РГПУ им. А.И. Герцена, доктор психологических наук, профессор Виктор Семикин, региональный координатор Федерального проекта «Крепкая семья», начальник управления образования  администрации г. Владимира Татьяна Ковалькова, региональный руководитель Федерального проекта «Крепкая семья», заместитель начальника управления образования  администрации г. Владимира Дмитрий Лавров, заместитель Председателя правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Елена Куприянова, старший научный сотрудник психологического института РАО, доктор психологических наук Татьяна Тихомирова, академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РА, академик РАО Сергей Малых, региональный координатор Федерального проекта «Крепкая семья», заместитель Председателя Законодательного Собрания ЯНАО, председатель комитета по социальной политике Елена Зленко и др.

Реан подчеркнул, что было бы целесообразно усилить ориентации в деятельности психологов системы образования на работу с учителями и педагогическим коллективом в целом.

moskva2

«Учитель должен рассматриваться, как эффективный проводник и транслятор психологического знания в педагогическом процессе. Учитель должен быть включен, в рамках своих воспитательных и образовательных компетенций, в деятельность психологической службы образования. Сама психологическая служба системы образования является фактором развития института семьи в социализации личности», – отметил он и подчеркнул, что материалы заседания будут доложены в конце ноября на специальном совещании у министра образования РФ Ольги Васильевой, которое как раз и будет посвящено обсуждению концепции психологической службы в системе образования России.