РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: Ю.А. Серов

Состоялось заседание Бюро Отделения общего среднего образования РАО

16 февраля 2017 года состоялось заседание Бюро Отделения общего среднего образования РАО, на котором был заслушан доклад председателя  правления Московской общественной организации «Содружество православных деятелей культуры, науки и образования» Юрия Алексеевича Серова, посвященный проблемам духовно-нравственного воспитания школьников. На заседании присутствовали члены Бюро Отделения общего среднего образования, представители научных центров РАО, научные сотрудники Института стратегии развития образования РАО и Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области.

Спустя несколько лет после введения «Основ православной культуры» накал споров вокруг присутствия религии (в любом виде) в школах не спадает.  Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) был введен как обязательный во всех школах страны 1 сентября 2012 года. Родители учеников 4 класса должны выбрать один из шести модулей: «Основы светской этики», «Основы мировых религий», «Основы православной культуры» (ОПК), «Основы иудаизма», «Основы ислама» или «Основы буддизма».

В ходе дискуссии было отмечено, что главным вопросом воспитания становится вопрос формирования мировоззрения. Именно такой целостный подход к воспитанию важен в современной России. В связи с этим важно понять, что следование определенным нормам жизни, диктуемым православной традицией, – это не только принятие «православной бытовой субкультуры», которая связана с внешними формами религиозной жизни: бытом, лексиконом, способом одеваться и т.д. Религиозное воспитание не может быть направлено лишь на включение человека в эту субкультуру.

Членами Бюро Отделения было отмечено, что важно разделить задачи религиозного воспитания и духовно-нравственного становления личности. С одной стороны, подрастающему поколению необходимо прививать любовь к православной культуре, к её духовно-нравственным ценностям во всех ее проявлениях, включая богословие, богослужение, иконопись, архитектура и т.д. Эту задачу должны взять на себя воскресные школы, кружки и иные приходские организации.

С другой стороны, упор должен делаться на формирование мировоззрения молодежи согласно тем фундаментальным принципам, которые лежат в основе православной традиции.

Особое внимание и Церкви, и тех государственных и социальных институтов, с которыми она сотрудничает, должно быть уделено формированию мировоззрения у подрастающего поколения – не скоропреходящих идеологий, не поведенческих стереотипов, определяемых массовой культурой, но таких убеждений, которые, сочетая свободу с нравственной ответственностью, возвышали и преображали бы человека, а через человека – и общество.

Вы ходе дискуссии было отмечено, что до сих пор нет единого учебника по данному предмету и, следовательно, нет единой концепции, а также квалификация педагогических кадров подвергается сомнению. Таким образом, проблемы духовно-нравственного воспитания и образования школьников остаются открытыми к дальнейшему обсуждению.