16 февраля 2017 года состоялось заседание Бюро Отделения общего среднего образования РАО, на котором был заслушан доклад председателя правления Московской общественной организации «Содружество православных деятелей культуры, науки и образования» Юрия Алексеевича Серова, посвященный проблемам духовно-нравственного воспитания школьников. На заседании присутствовали члены Бюро Отделения общего среднего образования, представители научных центров РАО, научные сотрудники Института стратегии развития образования РАО и Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области.
Спустя несколько лет после введения «Основ православной культуры» накал споров вокруг присутствия религии (в любом виде) в школах не спадает. Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) был введен как обязательный во всех школах страны 1 сентября 2012 года. Родители учеников 4 класса должны выбрать один из шести модулей: «Основы светской этики», «Основы мировых религий», «Основы православной культуры» (ОПК), «Основы иудаизма», «Основы ислама» или «Основы буддизма».
В ходе дискуссии было отмечено, что главным вопросом воспитания становится вопрос формирования мировоззрения. Именно такой целостный подход к воспитанию важен в современной России. В связи с этим важно понять, что следование определенным нормам жизни, диктуемым православной традицией, – это не только принятие «православной бытовой субкультуры», которая связана с внешними формами религиозной жизни: бытом, лексиконом, способом одеваться и т.д. Религиозное воспитание не может быть направлено лишь на включение человека в эту субкультуру.
Членами Бюро Отделения было отмечено, что важно разделить задачи религиозного воспитания и духовно-нравственного становления личности. С одной стороны, подрастающему поколению необходимо прививать любовь к православной культуре, к её духовно-нравственным ценностям во всех ее проявлениях, включая богословие, богослужение, иконопись, архитектура и т.д. Эту задачу должны взять на себя воскресные школы, кружки и иные приходские организации.
С другой стороны, упор должен делаться на формирование мировоззрения молодежи согласно тем фундаментальным принципам, которые лежат в основе православной традиции.
Особое внимание и Церкви, и тех государственных и социальных институтов, с которыми она сотрудничает, должно быть уделено формированию мировоззрения у подрастающего поколения – не скоропреходящих идеологий, не поведенческих стереотипов, определяемых массовой культурой, но таких убеждений, которые, сочетая свободу с нравственной ответственностью, возвышали и преображали бы человека, а через человека – и общество.
Вы ходе дискуссии было отмечено, что до сих пор нет единого учебника по данному предмету и, следовательно, нет единой концепции, а также квалификация педагогических кадров подвергается сомнению. Таким образом, проблемы духовно-нравственного воспитания и образования школьников остаются открытыми к дальнейшему обсуждению.