Цель создания Центра: научное и методическое обеспечение деятельности научных, образовательных и иных организаций, реализующих программы в сфере сохранения, развития и популяризации родных языков и культур народов Российской Федерации; обобщения и распространения в Российской Федерации и за рубежом прогрессивного отечественного опыта и достижений в области теории и методики обучения родным языкам и литературам; взаимодействие с органами государственной власти в разработке и реализации государственной образовательной политики, стратегических направлений, целей и программ сохранения, развития и популяризации родных языков и культур народов Российской Федерации.
Задачи, поставленные перед Центром:
— участие в выработке рекомендаций в сфере языковой и национальной политики Российской Федерации;
— разработка фундаментальных проблем изучения государственного русского языка, родных языков с опорой на русский язык и русского языка с опорой на родной язык в интересах формирования национально-русского и русско-национального двуязычия;
— анализ отечественных и мировых достижений в области теории и методики обучения родным языкам и литературам, обобщение и распространение в Российской Федерации и за рубежом прогрессивного отечественного опыта в этой области;
— организация, координация и проведение научных исследований, направленных на изучение теоретических основ и методологических принципов поликультурного и билингвального образования с учетом различных моделей языковой политики в Российской Федерации, разработка проблем преподавания родных языков и литератур на основе диалога культур;
— разработка новых форм культурно-просветительской деятельности для популяризации языкового и культурно-исторического наследия народов Российской Федерации; — популяризация результатов исследований и разработок в области изучения и преподавания родных языков и культур народов Российской Федерации.
Функции, выполняемые центром:
— организация и проведение мониторинговых исследований развития системы культурно-языкового образования;
— анализ и обобщение результатов актуальных педагогических исследований;
— планирование научных исследований в области изучения и преподавания родных языков и культур народов Российской Федерации;
— организация и проведение научных исследований в данной области согласно сводному календарю мероприятий РАО;
— подготовка научно-методических разработок и иных методических материалов в области изучения и преподавания родных языков и культур народов Российской Федерации;
— научно-консультативное обеспечение деятельности научных, образовательных и иных организаций, реализующих программы в сфере сохранения, развития и популяризации родных языков и культур народов Российской Федерации;
— участие в разработке и экспертизе проектов нормативных правовых актов, государственных, федеральных и региональных целевых и ведомственных программ, проектов федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ, учебников и учебных пособий, средств обучения родным языкам и литературам, требований к педагогической продукции в данной области;
— разработка модели межведомственного и внутриведомственного взаимодействия;
— организация сетевого взаимодействия служб различных образовательных организаций;
— инициирование международного сотрудничества, а также организация региональных, отраслевых научных конференций, симпозиумов, научных школ, конгрессов, съездов, круглых столов и т.д.
В настоящее время Центр выполняет следующие работы, в том числе в рамках государственного задания: — осуществляет разработку рекомендаций по научно-методическому и учебно-методическому обеспечению второй дополнительной специальности в системе СПО для обучающихся нефилологического профиля: «Педагог дошкольного образования со знанием родного языка»;
В 2022 году Центр:
— организовал научно-методическое и ресурсное обеспечение программ подготовки учителя-словесника в средних специальных учебных заведениях Российской Федерации и стран СНГ в рамках получения второй специальности;
— организовал и провел:
— был проведен мониторинг потребности систем среднего профессионального образования Российской Федерации и стран СНГ в программах подготовки обучающихся нефилологического профиля второй (дополнительной) специальности «Педагог дошкольного образования со знанием родного языка»; — разработаны рекомендации по научно- и учебно-методическому обеспечению формирования и реализации программ подготовки учителя-словесника в ССУЗах Российской Федерации и стран СНГ; — проведен анализ и создан банк данных учебников по родному языку, вошедших в Федеральный перечень учебников.