Говорит президент Академииобразования Людмила Вербицкая
В результате академической реформы в России осталось четыре академии: Академия наук, Академия художеств, Академия архитектуры и строительных наук и Академия образования (РАО). Президент РАО Людмила Вербицкая рассказала Полине Никольской о своем видении будущего российского образования.
Поговорим о ситуации в академии до вашего прихода. Вы столкнулись с нарушениями в РАО, о которых отчитывалась Счетная палата (подробнее об этом в конце материала)?
Я не столкнулась с этим совсем и не видела никаких актов Счетной палаты. Меня 29 октября выбрали президентом, и Николай Дмитриевич Никандров передал мне компьютер и ключи от двери. А его заместитель уверил меня, что за эти годы была уйма проверок и ни в одной из них не было ни одного существенного замечания. Я не получила подтверждения тому, что звучало в прессе. Мне сложно сказать, что здесь было, но я надеюсь, что мы проведем свой внутренний аудит.
Уход предыдущего президента Николая Никандрова и выдвижение вашей кандидатуры на пост главы РАО некоторые коллеги связывали как раз с реформой академий и решением руководства страны повысить имидж, престиж и эффективность РАО. Это справедливое утверждение?
Вы знаете, я сама понимала, что имидж РАО нужно поднимать. Потому что Российская академия наук известна в обществе, а Российская академия образования, где есть прекрасные специалисты в области педагогики, социологии, психологии,— почему-то нет. О РАО действительно мало слышно. Возможно, это связано с тем, что в академии, по сути, не было пресс-службы. Академия образования, ее члены должны быть авторами прекрасных школьных учебников, а у нас такого практически нет. Хотя это прежде всего задача академии. Только академик Александр Александрович Никитин из Новосибирска сделал линейку учебников по математике, но не все новосибирские школы работают по этим учебникам. Не все просто с научными темами и их распределением. Нам нужно думать о качестве научных отчетов. Мы знаем, что у нас в академии есть аспирантура, докторантура и диссертационные советы. Но нужно посмотреть, достаточно ли высокое качество их работы. Почему-то в академии занимались только школой и мало внимания уделяли вузам, как будто на школе образование заканчивается.
После реформы в РАО приняли новый устав — что изменилось?
Правительство часть своих функций по отношению к нам — а мы подчинялись полностью ему — передает Министерству образования и науки. Это логично, потому что те задачи, которые решает министерство, решаются и в академии. Но в целом реформа, как мне кажется, затронет нас меньше, чем другие академии. Я очень надеюсь, что у нас останется в будущем старая структура, будут сохранены наши внутренние подразделения.
Все ли НИИ останутся или будет какая-то оптимизация? Может быть, что-то в огромной структуре работает неэффективно?
Не все институты работали с полной отдачей сил. Иногда темы научных исследований дублировались. В связи с этим определенная реорганизация должна быть. Этим мы сейчас и занимаемся.
Какой был бюджет РАО и увеличится ли он теперь?
Бюджет у нас чуть меньше 1 млрд рублей. Прогнозировать что-то сложно, но мы очень надеемся, что ни о каком сокращении речи не идет.
Помимо исследований РАО, например, пишет рецензии на учебники, и от одобрения академии зависит, будут ли они использоваться в школах. До 2013 года рецензии на учебники готовили фактически только вы и РАН. Вы уже говорили в одном интервью, что академия шла “не по самому лучшему пути рецензирования”. Что вы имели в виду?
Иногда высокую оценку получали не самые лучшие по содержанию учебники, а мне бы хотелось, чтобы мы выбирали самые лучшие работы.
Приведите пример плохой рецензии.
Мы все знаем этот пример. Это тот самый учебник “Окружающий мир”, где перепутан север с югом (скандал вокруг учебника, одобренного и РАН, и РАО, начался после публикации в “Правде.ру” о том, что в учебнике для школьников перепутаны стороны света на компасе, неправильно указаны высота земной коры и масштаб на картах; после скандала Министерство образования поручило РАО заново проверить 3000 школьных учебников.— “Власть”). Не знаю, был ли лучший вариант учебника на рецензировании, но пропускать учебники с фактическими ошибками, конечно, нельзя.
А по вашему профилю, русскому языку, есть учебники с ошибками, которыми в школах пользуются?
Я думаю, что по этому предмету необходимы действительно хорошие учебники. Лет семь назад я проанализировала все учебники русского языка (их было около 70), по которым учатся дети в России, и пришла к выводу, что лучшим по структуре и подаче материала был учебник академика Льва Владимировича Щербы 1934 года. В школы его вернуть сегодня вряд ли получится: устарел. Но взять за основу вполне возможно.
Вы смотрели концепцию единого учебника истории?
Я никак не участвую в разработке и не хочу говорить о том, в чем я не специалист. Дилетантские рассуждения — это не для меня. Но я не совсем уверена, что может быть один-единственный учебник истории.
Но через РАО будущий учебник будет проходить?
Конечно, будет. Как и остальные учебники в рамках педагогической экспертизы. В ноябре этого года мы разработали и приняли регламент проведения экспертизы, в нем оговорены правила, критерии оценки, техническое исполнение и другие важные параметры. Процесс уже идет полным ходом (согласно новому порядку экспертизы школьных учебников, рецензии на них будут давать не только РАН и РАО, но и общественные, этнокультурные и региональные организации — только после этого учебник будет обсуждать совет, созданный при Минобрнауки; по словам министра образования Дмитрия Ливанова, РАО “будет играть ключевую роль в экспертизе школьных учебников”.— “Власть”).
Возможно ли как минимум в РАО исключить случаи, когда одобрение давалось учебникам с ошибками?
Несмотря на трехступенчатую экспертизу — РАО, РАН и Российского книжного союза,— человеческий фактор исключать нельзя. Можно только так: давать достаточное время для рецензии и чтобы был абсолютно объективный анализ. Я не думаю, что кто-то специально пропускал ошибки. Может, это были ошибки технические или усталость.
А вы разговаривали с этим академиком, который пропустил ошибки в учебнике “Окружающий мир”?
А зачем? Я не буду с ним разговаривать. Мы не суд, во-первых. А во-вторых, с моего избрания прошел месяц — и здесь есть более важные проблемы.
Одна из самых известных разработок академии — образовательные стандарты, по которым в скором времени будут учиться дети всех школ России. Как вы к ним относитесь? Есть ли замечания?
Могу сказать о стандарте по русскому языку и литературе. У меня и группы экспертов из Санкт-Петербургского государственного университета были по этому поводу серьезные замечания. Мы их высказали. Я надеюсь, что стандарты стали от этого лучше. У нас, к сожалению, недостаточно по-настоящему творческих преподавателей, которые сами понимают, что нужно дать детям. Педагогические вузы сегодня (а мы, как Академия образования, обязательно должны работать с такими вузами) не всегда выполняют свои функции. Только 5-7% выпускников педагогических вузов идут работать в школу, большинство же старается реализовать себя в организациях совершенно иной направленности.
И как РАО может повлиять на эту ситуацию?
Дело в том, что у нас много интересных исследований, которые должны проводиться в школе. Когда я собрала у себя руководителей лабораторий, я узнала, что школы не пускают сотрудников РАО к себе, чтобы они проводили какие-то исследования, присутствовали в классе, посмотрели, что происходит в школе.
Но вот ваши люди придут в школу, проведут исследование — и что сможет сделать именно РАО для изменения этой ситуации, что может быть предложено в таких исследованиях? Ведь это действительно проблема: работать учителями не идут ни выпускники российских педвузов, ни, например, наши соотечественники, переезжающие из-за рубежа и работавшие, например, в странах СНГ учителями.
Вы знаете, РАО сама по себе не может эту проблему решить. Но почему, если ты идешь в педагогический вуз, у тебя нет никаких обязательств перед государством? Почему бюджетники не подписывают советующее соглашение, что если они выучились за счет государства, то должны гарантированно пять лет работать в школе? Что еще можно сделать, я не знаю. У нас во Фрунзенском районе Петербурга школы вынуждены были взять учителей, которые давно ушли на пенсию и, конечно, отстали от детей с их компьютерами. Если ты идешь в педагогический вуз, то понимаешь, что главное твое назначение потом — учить ребенка. Значит, если ты на это идешь, то не для того, чтобы работать в ООО или просто выучить английский или французский язык.
А вы когда-нибудь выступали с предложением обязать выпускников преподавать? Какая реакция была у чиновников?
Конечно, говорила не раз. Я думаю, что у министра реакция была бы нормальная на такое предложение, а вот какая реакция будет у рядового жителя России, который выбежит куда-нибудь и что-нибудь начнет кричать, это я не знаю.
Есть и проблема подготовки учителей. Статистика нескольких лет говорит, что в педвузах средний балл по ЕГЭ — один из самых низких.
Мне сложно сказать. Руководители вузов говорят, что это не так. Я могу сказать, что СПбГУ не дает педагогического образования, но любой наш выпускник может работать в школе. И часто лучшие школьные преподаватели — это именно выпускники университетов, там другой уровень подготовки.
То есть специализированное педагогическое образование необязательно?
Я бы, если бы меня спросили, все педвузы включила в государственные университеты. И сделала бы это обязательно. Хотя есть и прекрасные педагогические институты. Было бы другое качество образования.
Разработанный РАО стандарт для 10-11-х классов будет внедрен только в 2020 году. Он официально вводит такое понятие, как “платные предметы” (подробнее об этом см. стр. 23). Будет ли наше образование платным?
Образование, я уверена, платным никогда не станет. Если бы тогда спросили мою позицию, я была бы против. Мы должны понимать, что расслоение в обществе большое и для одних детей предметы доступны, а для других — нет. Но я представляю, что, может быть, кто-то захочет сценическим искусством заниматься и будет приглашен специально преподаватель — тогда, пожалуйста, плати. Но если речь идет о дисциплинах, входящих в обязательный перечень этого стандарта, то о плате речь идти не может.
Но дело-то как раз в том, что стандарт сузил перечень этих обязательных бесплатных дисциплин. И в платные дисциплины может попасть не сценическое искусство, а биология.
Я понимаю. Но, с другой стороны, если ты хочешь пятый язык для ребенка, будь любезен заплатить.
Вы выступаете за то, чтобы в школы вернули выпускные сочинения.
Обязательно, я об этом говорю все годы. Мне отвечали на это: какой смысл, школьники все равно переписывают что-то или списывают сочинения откуда-то. Но выпускное сочинение должно быть обязательным, не только эссе в ЕГЭ. Я буду говорить об этом и от имени академии, если будет единое мнение коллег на этот счет. И буду этого добиваться как смогу. Я очень надеюсь, что после того, как Владимир Владимирович Путин сказал о возвращении сочинения, к этому вопросу будет другое отношение. Неужели человек, который пошел в школу, не может на любую тему — свободную или несвободную — изложить то, что он думает? Весь ужас в том, что очень многие не могут. И мыслить-то уже не могут: невозможность изложить свои мысли свидетельствует о том, что их нет. Сочинения обязательно надо вводить. Но ЕГЭ — это прекрасная вещь, она дала возможность детям из регионов поступить в вузы Санкт-Петербурга и Москвы. Я всегда была за ЕГЭ, за то, чтобы тесты усовершенствовались. Вот по русскому и литературе сейчас прекрасные тесты. Никто не требует назвать породу собаки Муму или что-то такое.
Полина Никольская
kommersant.ru, 23 декабря 2013