Как уже сообщала «РГ», Российскую академию образования (РАО) возглавила Людмила Вербицкая — декан филфака и президент Санкт-Петербургского госуниверситета, в прошлом — ректор этого вуза. Свое первое интервью в новой должности Людмила Алексеевна дала корреспонденту нашей газеты.
Людмила Алексеевна, одна из самых спорных тем — новые госстандарты для разных ступеней школы, а теперь и для детсадов. Может, их действительно надо пересмотреть, как предлагают депутаты?
Людмила Вербицкая: Дебаты могут идти до бесконечности. Можно признавать академические разработки стандартов нового поколения или открещиваться от них. Но это непродуктивно. Принятию стандартов предшествовали общественные обсуждения. Уважаемые педагоги, психологи, эксперты приняли участие в разработке документа, его исправлениях и корректировке. Все замечания были учтены. Не вижу никакого смысла пересматривать эти стандарты. Кстати, в минобрнауки очень ответственно отнеслись к организации процедуры разработки и обсуждения стандартов. Так что, думаю, эту функцию стоит оставить за профильным ведомством и впредь.
Сейчас делается все, чтобы абитуриенты шли в инженеры. Скажем, сокращаются места у экономистов, юристов и других гуманитариев. Это правильно?
Людмила Вербицкая: Я не вижу ничего плохого в том, что государство заботится о подготовке нужных экономике специалистов. Сейчас не хватает инженеров. И желание властей восполнить дефицит технических кадров понятно и достойно только уважения. Но, с другой стороны, и у абитуриента должен оставаться выбор, чтобы, ориентируясь на свои склонности и таланты, он выбрал себе профессию по душе. Хороший способ мотивировать молодых людей поступать в технические вузы — гарантировать им возможность поступления на работу по специальности после получения диплома.
По оценкам экспертов, в ближайшие пять-семь лет надо подготовить больше 200 тысяч воспитателей детсадов. Оказывается, их не хватает. Более того, нынешних нужно переучить для работы с новым образовательным стандартом. Это по силам?
Людмила Вербицкая: Существует известная проблема: как готовить к работе педагогов, рожденных в докомпьютерную эпоху и получивших образование в традиционной российской школе. Чтобы понять, как нам учить педагогов нового поколения, мы должны ответить на вопрос: в каких формах организовывать процесс подготовки педагогических кадров, способных к быстрому освоению нового, открытых к общению с детьми, готовых к обогащению себя за счет потенциала детской культуры? Хорошая задача для ученых нашей академии.
Надо сказать, что в последние годы зарплата в дошкольных учреждениях выросла. Слово «воспитатель» перестало быть синонимом слова «бедный». Но до сих пор педагогам детсадов приходится выполнять несвойственные им функции, продираться сквозь бюрократизацию, формализм требований, неразвитость потребности и способности к самообразованию, к творческой реализации в профессии. Это и есть те задачи, которые нам всем вместе предстоит решить.
Какие научные темы вы предложите ученым РАО?
Людмила Вербицкая: Я бы хотела уделить особое внимание следующим направлениям научных исследований: система социализации и воспитания детей, выявление и развитие одаренности всех детей, продвижение научных исследований в образовательной практике. И, конечно же, я, как специалист по русскому языку, очень хотела бы, чтобы наше научное сообщество занялось проблемой развития языка науки. В наше время быть понятым ученому не менее важно, чем понять.
Что важнее для школьника: получить образование или воспитание? Знания или умение учиться? Развить интеллект или эрудицию?
Людмила Вербицкая: Для традиционной российской школы характерно единство процессов воспитания и обучения. Недостаточно просто подготовить образованного выпускника российской школы, мы также должны быть убеждены в его нравственности. Но я полагаю, что нам нужно искать пути к возрождению воспитательной функции российской семьи, потому что воспитывают, в первую очередь, семья, близкое и далекое окружение, СМИ.
Школа — это не субъект, «ответственный за все»: от таблицы умножения до обучения заботе о бабушках и дедушках. Государство и общество должны порождать социальные институты, которые вместе со школой будут решать актуальные проблемы социализации молодежи. Как именно все это можно сделать и организовать, я думаю, ответят наши ученые. Это как раз та сфера, где мы можем очень многое сделать и предложить.
Многих волнует: в каком состоянии вам досталась Российская академия образования?
Людмила Вербицкая: Каких-то серьезных проблем нет. РАО — серьезная активная организация, выполняющая современные, своевременные, ценные и масштабные исследования. В этом я убедилась, проанализировав научные отчеты академии за последние пять лет и программу исследований до 2017 года. Убеждена, что в условиях вступившего в силу закона об академии наук, в прочной связке с правительством страны и министерством образования и науки, со всеми ключевыми институтами нашей системы образования мы не только не лишимся своей значимости и не остановимся на достигнутом, но и приобретем новые возможности.
rg.ru, 11 ноября 2013