Министр образования Москвы, член президиума РАО Исаак Калина принял участие в торжественном собрании, посвященном 70-летию академии, которое состоялось в Доме ученых. Основной доклад сделала президент Российской академии образования Людмила Вербицкая.
В 1943 году, когда еще неизвестен был исход Второй мировой войны и, казалось бы, было не только не до образования, но и тем более до создания новых организационных структур, политическое руководство страны учреждает Академию педагогических наук. За этим решением четко прослеживается то, что даже в годы великих кризисов приоритет образования был не словом, а делом. Делом, за которым стояла вера в Победу, понимание, что только просвещенная страна имеет шанс на успех в мире конкурирующих мировоззрений, идеологий и экономик.
Первый состав академии насчитывал 26 человек, но благодаря этим энтузиастам спустя 70 лет мы можем развивать принципы научного поиска и умножать авторитет научных школ, прогнозировать изменения, связанные с жизнью детей в ХХI веке, проводить фундаментальные исследования, направленные на утверждение ценностей современного детства и общества. Быть сопричастным к истории Российской академии образования – это не только высокая честь, но и большая ответственность за ребенка. Говоря о влиянии РАО на развитие школьного образования, необходимо отметить, что с момента создания РАО было опорным центром для министерств образования страны в вопросах развития страны и совершенствования всей системы образования большого государства. Российские ученые внесли громадный вклад в решение проблем детства и определили своими исследованиями приоритеты развития образовательной системы России в XX и XXI веках.
В своей научной деятельности на каждом этапе своего развития академия реализовывала три группы задач. Первая группа задач ориентирована на опережение времени, вторая группа предполагает актуальное научное психолого-педагогическое обеспечение образовательной системы страны, третья связана с развитием академии как экспертного сообщества, координирующего разнообразные научные исследования и осуществляющего перманентный мониторинг качества.
Федеральный государственный образовательный стандарт – это, образно пользуясь термином Льва Выготского, «культурное орудие», превращающее фундаментальные научные идеи в образовательную практику и тем самым позволяющее избежать греха научно-практического параллелизма. Благодаря фундаментальным идеям, созданным классиками современной науки об образовании, мы говорим о таких аспектах модернизации, как развивающее образование, вариативное образование, индивидуализация обучения, управление изменениями в образовании, формирование идентичности личности, страхование рисков детства. Разработанная исследователями программа развития универсальных учебных действий, реализующая формулу «научить учиться», обобщает и систематизирует психолого-педагогический опыт развивающего образования, разрабатываемый в рамках культурно-исторического подхода Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова и других. Эти исследования также не мыслимы без фундаментальных трудов наших дидактов Л.В.Занкова, М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера.
В начале 90-х годов коллектив ученых предложил концепцию воспитания детей и подростков в современном мире, основные положения этой концепции: самоценность человеческой жизни, духовная свобода и духовное достоинство, нравственный смысл жизни и деятельности человека, физическое и психическое здоровье. Важным вкладом стала разработанная по просьбе Роскомнадзора учеными РАО, МГУ, СПбГУ и других вузов Концепция информационной безопасности детей и подростков в Российской Федерации. В области информатизации образования сделано уже немало, особенно в системе вузовского образования. Но разрабатываемые электронные ресурсы ориентированы на традиционную систему образования, традиционный образовательный процесс, которые мы хотим во многом изменить в ходе модернизации образования. Иначе говоря, создаваемые электронные средства обучения пока, как правило, направлены на достижение образовательных результатов, которые зачастую неадекватны новым целям и ценностям образования, здесь есть над чем поработать.
Основой деятельности академии всегда была непосредственная связь с практикой. Научно-методическое обеспечение работы образовательной системы России – одно из приоритетных направлений деятельности академии, двери для учителей всегда открыты в институтах академии, а ученые академии проводят немало своего рабочего времени в школах, колледжах, вузах.
Одно из самых известных достижений РАО – участие в международных сравнительных исследованиях. В 80-х годах мы первыми в инициативном порядке включились в исследования качества учебных достижений школьников TIMSS, PISA, PIRLS и до сих пор остаемся единственной организацией в стране по проведению этих исследований, без использования результатов которых сегодня не обходится ни один политик или руководитель образования.
Важное направление деятельности академии – экспертиза и координация научных исследований, авторитет ученых, работающих в РАО, позволяет им оказывать существенное влияние на вузовскую науку через различные формы взаимодействия. Важнейшей стороной этой работы стала подготовка научных кадров. Сегодня большинство ведущих ученых – педагогов и психологов – выпускники аспирантур и докторантур наших институтов.
На проходившем 5 декабря Форуме действия Общероссийского народного фронта Президент РФ Владимир Путин назвал образование важнейшей сферой жизни и выразил готовность отдельно обсуждать проблемы образования на площадке Общероссийского народного фронта. Академии есть что предложить к обсуждению на этой площадке.
В юбилейный год академии я хочу особое внимание уделить вкладу Российской академии образования в развитие инновационного потенциала в государственной политике России. С 1 января 2014 года российское дошкольное образование будет жить по стандарту. Стандарт разработан не на пустом месте, а с учетом всего лучшего, что создано на данный момент научными школами А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Н.Н.Поддъякова и других.
Академия должна стать центром выражения чаяний, предложений, озабоченности и наконец мыслей общества (каждого гражданина) в области образования, воспитания, нравственности и культуры. Мы должны улавливать самые тонкие обертона общественного сознания и своевременно и точно на них откликаться, донести до людей свои новаторские достижения в педагогике и воспитании. Не только до профессионалов, экспериментальных площадок, а и до родителей. Как говорили раньше – «нужно выйти в народ»! Для этого нужно разработать технологии, форматы и принципы такого общения.
Академия должна стать центром переподготовки учительских и педагогических кадров. Принцип: любая новация в жизнь, но на условиях жесткой экспертизы. Надо восстановить системную переподготовку педагогов в стране, в противном случае меры по совершенствованию системы образования и качества образования не будут иметь никакого успеха.
Как сделать так, чтобы высшее педагогическое образование вышло из «замков из слоновой кости» и подготовило новое поколение компетентных учителей, как превратить науки об образовании в широкий комплекс междисциплинарных наук, изучающих образование как ключевой институт социализации общества, комплекс, не сводящийся к психолого-педагогической науке при всей ее важности? Вспомним Бахтина, который говорил, что наука развивается на «границах», перед нами колоссальные задачи воплощения в практику образования результатов исследований нейрокогнитивной науки, современных информационных теорий, социальной антропологии и эволюционной биологии, социологии, экономики, филологии, лингвистики, демографии и истории. Я не вижу гуманитарного образования без современного осмысления идей В.И.Вернадского, А.А.Потебни, Г.Г.Шпета, В.Я.Проппа и, конечно, М.М.Бахтина. Все еще это только предстоит сделать, чтобы превратить науки об образовании в действительный и действенный ресурс образовательной политики. Это превращение невозможно без фундаментальных научных исследований как основы социокультурной и организационно-экономической модернизации образования в стране. Институт психологии РАО провел большую работу по разработке стандартов ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» и разработке пяти ведомственных профессиональных стандартов, в том числе профессионального стандарта педагога, в создании которого участвовал лично министр образования и науки РФ Д.Ливанов.
Нельзя не сказать о необходимости дальнейшего развития проблемы языка науки. «Нет в языке, нет в культуре», «Плохим языком хорошую жизнь не построишь» – речь идет не только о дальнейших программах развития русского языка, но и об исследовании в области проблем образовательной семиотики. Перед современной наукой, перед современной сферой образования стоят задачи воспитания филологической культуры и ценностного отношения к родной речи общепонятными способами, не отторгающими от себя ни патетической декларативностью, ни пугающей сложностью. Современному русскому обществу нужны разноаспектные словари и грамматические пособия – авторитетные, полные, общедоступные, понятные неспециалисту, удобные в использовании и легкоузнаваемые. Они должны стать, условно говоря, книгами семейного круга, ориентируя читателя в вопросах нормы и вариантности, будучи своего рода «грамматиками и словарями говорящего».
Специфической проблемой становится и все возрастающее количество школьных учебников. В федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в 2013-2014 учебном году, значится более 80 учебников по русскому языку. Очевидно, что ориентироваться в таком многообразии всем участникам образовательного процесса становится весьма затруднительно. Поэтому ограничение числа рекомендованных учебно-методических комплексов в количестве 7 или 8 представляется абсолютно оправданным.
Институты академии активно включены в творческий поиск решения задач «новой школы» второго десятилетия ХХI века, которые поставлены в Законе «Об образовании в Российской Федерации», Программе развития образования до 2020 года, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ, Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг.
Только активно включаясь в реализацию проектов ФЦПРО, институты академии вместе с Министерством образования и науки РФ решат задачи модернизации общего и дошкольного образования как института социального развития.
ug.ru, 7 января 2014