Уже не завтра, а сегодня, если к вам в школу приведут ребенка со стертой формой олигофрении или инвалида, вы обязаны его брать, а работать не умеете. Для этого нужно обучить педагогические кадры, а их требуется выращивать.
Новшеством российского среднего образования последних двух лет стало повсеместное создание образовательных комплексов. Слияние в единые структуры обычных и коррекционных школ с детскими садами вызывает массу разноречивых откликов учителей и родителей.
О том, какие цели преследует создание образовательных комплексов, насколько эти цели разумны и достижимы, а также методах, которыми новая форма учебных заведений внедряется в нашу жизнь, мы беседуем с руководителем одного из старейших образовательных комплексов Москвы членом-корреспондентом РАО Евгением Александровичем Ямбургом.
Идея образовательных комплексов, на мой взгляд, — очень конструктивная и позитивная. Сам я занимаюсь её реализацией не один десяток лет, точнее, с 1989 года.
К сожалению, поправить подобные вещи можно от трех до десяти лет, пока не сформировались лобные доли мозга. А она попала в нашу школу в десятом классе. Это — именно тот случай, когда единый комплекс позволил бы провести раннюю диагностику и раннюю коррекцию.
Третий позитивный момент заключается в том, что сейчас новый закон впервые стал рассматривать дошкольников как уровень образования. И появляется новая функция — не только уход и присмотр, но и развитие. И именно комплекс позволяет реализовать её органично.
Упаси нас Бог, если мы потянем в детский сад школьные методы и начнем дрессировать детей к школе. Хуже придумать нельзя — этим мы только истощим и без того слабую нервную систему дошкольников.
Когда мы это начинали, у нас была довольно мощная полемика с великим психологом Леонидом Венгером, который мне говорил: «Ямбург, запомните на всю жизнь: ребенок детского сада — это не удобрение для школы».
У дошкольного образования есть свои серьезные задачи. Это формирование психических функций, развитие мелкой моторики, произвольного внимания. Там есть свои задачи, и их можно выполнять, когда дошкольное образование развивается в едином организме со школой и обучены люди.
Существует огромная разница подходов между так называемым «основным» и «дополнительным» образованием. Сам термин «дополнительное образование» у меня вызывает сомнение — вроде как «осетрина третьей свежести». Хотя я-то хорошо знаю, что иногда усилия одного кружковода стоят больше, чем всего педагогического коллектива.
Дело в том, что дополнительное образование работает в сфере клуба, туда идут добровольно. То есть, ребёнок занимается тем, что ему интересно. И опираясь на положительное, на то, что ребенку интересно, можно вытащить все остальное. «Опора на положительное» — это знаменитый принцип Макаренко.
А у нас обычно как устроено? Психология родителей и даже учителей: «Если ты получил „два“ — на хор не пойдешь». Так и у родителей, и даже у педагогов формируется глупое отношение к кружкам как к чему-то второсортному: «Вот мы самые важные, если ты, там, двойку получил, ты не пойдешь в какую-то студию». Идиотизм — пойдет водку пить и колоться.
Но когда эти две ветви работают в едином комплексе, они воспринимаются как два рукава, сообщающиеся сосуды, противоречие между ними исчезает.
В то же время, у дела образовательных комплексов есть огромное количество особенностей. Чтобы здесь была органика, нужно очень серьезно обучить кадры. И дошкольников, и начальную школу, и основную. На это уходят годы.
В компенсирующем классе тот же учитель дает абсолютно другой урок. Он рисует половину амфоры и говорит: «Дети, археологи нашли половину амфоры. Сейчас мы будем её восстанавливать, штриховать». Это — чисто дефектологическое упражнение для детей с лево-, правополушарной асимметрией.
Для того чтобы дети запомнили, что на агоре — это рынок в Афинах — торговали оливками, мы покупаем оливки, они их жуют. Для того чтобы они запомнили направление греческой колонизации, куда эти корабли, триеры, плыли, есть карты с дырками, они щупают карту и запоминают её через тактильную память. Мы выполняем стандарт образования на нижнем уровне, но на это были обучены люди, обычные педагоги, которых наши дефектологи обучили этим приемам.
Да, образовательный комплекс помогает решить очень многие проблемы. Но форсирование их создания может дискредитировать любую идею.
С одной стороны, мы провозгласили инклюзивное образование. По новому закону об образовании, любое учреждение может брать любые программы — лицейские, гимназические, коррекционные… В общем, это же шампунь и кондиционер в одном флаконе…
Уже не завтра, а сегодня, если к вам в школу приведут ребенка со стертой формой олигофрении или инвалида, вы обязаны его брать, а работать не умеете. Для этого нужно обучить педагогические кадры, а их требуется выращивать. В своё время у нас ушло на это много лет, но теперь нами написаны книги, и есть технологии. Приходит новый человек — в течение года мы его научим, даже за полгода.
И ещё — психология должна быть другая. Потому что если, скажем, директор сегодня объединяет комплекс и относится к детским садам как к животным, к братьям нашим меньшим, — это большая беда.
Во всем мире самая высокая квалификация и самая большая зарплата — у дошкольников и началки. Потому что там — очень тонкая работа. У нас — все наоборот: больше всего ценится старшая школа — конечно, там же ЕГЭ. Сейчас, к счастью, представления меняются.
Но если, как в некоторых регионах, мы закрываем все школы седьмого-восьмого вида, отправляем всех больных в обычные школы и открываем месячные курсы для учительниц — это смерть и здоровым и больным. (Специальные (коррекционные) школы подразделяют на несколько видов в зависимости от специфики детей. В частности, школы VII вида обучают детей с психиатрическими и неврологическими проблемами, школы VIII вида — умственно отсталых. Прим. ред.).
Нужно всеми силами уберечься от нашей манеры пятилетку — в два года… Я всем объясняю: прежде чем одеться в европейский смокинг, сначала надо шею помыть.
Ну и плюс к этому, вы что же, думаете, наши родители очень хотят, чтобы рядом со здоровым были больные дети? Но если они учатся вместе много лет, с детского сада, происходит органическое их слияние.
Давайте, как говорят математики, разведем переменные. Я — за комплексы, хотя это не универсальные вещи, и должны быть разные школы. Но я за то, чтобы идея созревала. И имела под собой не только материальную базу, но и очень мощную подготовку педагогических кадров. А ещё медико-психолого-дефектологическое сопровождение…
Очень часто учебные комплексы создаются потому, что так кажется экономически эффективнее — сокращается административный аппарат. Но не во всех городах, как в Москве, более-менее прилично с бюджетом. Поэтому, чтобы выполнить распоряжение свыше — повышение заработной платы учителям, — школа нередко гонит «лишних» людей.
Это психологи, дефектологи, логопеды… Сейчас за штат уже выведены медики. А ведь никакие аутсорсинги, «набеговые исследования», не позволят сделать внимательный анализ динамики развития ребенка, и не только физического, но и психического. Этим надо заниматься серьезно, иначе мы взорвемся.
Нет, конечно, здравая идея в таком подходе есть. В регионах это, конечно, нельзя даже произносить, у меня есть учителя, которые получают и 100 и 120 тысяч. Самый несчастный всегда детский сад — там зарплата зависит от количества детей, и обычно она мизерная. Но, как только они вливаются в школу, ниже 60 тысяч не получают и они. Правда, за такие деньги надо пахать — обучаться, повышать квалификацию. То есть, фактически, за счет школ мы сейчас кормим детские сады.
Но опыт Сингапура, опыт Германии показал: просто увеличение заработной платы не ведет к повышению качества. Это все равно, что закачивать золото в море и ждать приплода рыбы.
Образно говоря, сейчас мы пытаемся улучшить безопасность полетов в авиации, в шесть раз повысив зарплату пилотам, но при этом сократив наземные службы диспетчеров (службу сопровождения ребенка). Я говорил об этом на одном большом совещании. Мне сказали, что нас услышали.
Я много лет продумывал все эти вещи с инклюзией. Вот сижу я в городе Бремене — в школе, которая первой в Германии стала практиковать инклюзивную методику. И вот я сижу на уроке, где вместе учатся выходцы из России, природные немцы, выходцы из Африки и больные дети, парализованные, причем, некоторые с сочетанными дефектами, в том числе ментальными.
И вот вижу: рядом с парализованной девочкой — мальчик-ассистент; ну, как мальчик — двадцать-двадцать один год. Я ему говорю: «Ты кто?» А он отвечает: «Это моя альтернативная служба в армии. После службы я буду поступать на дефектологический факультет». То есть, на каждого тяжёлого ребёнка нужна штатная единица тьютора или, скажем, педагога-реабилитолога, который будет его сопровождать. И они эту проблему решают так.
И вот сижу я там на уроке живописи. Ну, понятно, что сохранные дети рисуют интересно. Но рядом с ребенком-инвалидом сидит специальный педагог, перед ними — разрезанная на паззлы Сикстинская мадонна или Джоконда, и они вместе собирают картинку. То есть, сохраняя ребёнку здоровую среду, с ним выполняют то, что ему посильно, а не то, что все должны делать. Но такие личные ассистенты — это дополнительные штаты.
Конечно, такой личный педагог нужен не каждому ученику-инвалиду — есть дети с сохранным интеллектом. Это гибкие модели, они требуют действительно разумного и очень взвешенного отношения к себе. Основной смысл подобной модели в том, что мы не разъединяем детей, но, в то же время, каждый ученик в классе работает в зоне своего ближайшего развития.
И ещё неизвестно, кто кому нужен больше: здоровый больному или больной здоровому, потому что это огромный тренинг толерантности. Это человеческие качества, это взаимопомощь. Дети, прошедшие обучение в таких классах, не шарахаются от инвалидов, как у нас на улицах, не обзовут никогда. Это и есть подлинные гуманизм и христианство.
Но переход к работе по такой методике требует времени и усилий, это не по команде: раз-два-три — и завтра же вошли.
Сейчас мы совершаем несколько преступлений подряд в истории образования России. И за это придется платить долго и дорого.
Первое — мы коррекционные школы выбрасываем в социалку, а там с ними не умеют работать.
Второе. Нельзя создавать оазисы, все вокруг превращая в пустыню. Это все грохнется.
Только что прошел удивительно красивый конкурс «Директор года России». Вы знаете, я любовался этими людьми. При всех корявых наших реформах…, как писал Окуджава, «совесть, благородство и достоинство — вот оно, святое наше воинство». И вот это воинство я увидел реально. И в других городах, и в провинции.
Первое место занял парень из Санкт-Петербурга, скромный, достойный, благородный человек. Он был директором обычной школы и лет пять ходил мимо коррекционной. А она была с решетками, как в тюрьме. И как-то его заело, он туда перешел, и сделал из этой школы конфету. И теперь с этими детьми работает. Понимаете, вот это интеллигент высшей пробы, из тех, кого в XIX веке называли «столпы общества».
Дальше. Директор гимназии из Саратова. Ей присоединили школу, где половина детей из пьющих семей. Я говорю: «Ну как там, академики-алкоголики?» Так, ну, с подколкой. А она отвечает: «Вы не представляете, как я пересмотрела свои позиции. Как мне с ними интересно работать. У меня тоже разные классы. Лицеисты иногда все знания из тебя высосут, а через год уже не поздороваются. А этот к тебе из тюрьмы придет, невесту приведет. И, Вы знаете, они все в этом году сдали ЕГЭ».
Вот, можно считать, что эта саратовская школа уже перестала быть гимназией, а стала адаптивной школой.
А вообще, директоров всяких крутых гимназий, где любят отбирать лучших учеников, было бы очень полезно водить в коррекционные школы 6-7-8 вида, чтобы они понимали, что такое педагогическая работа. Это очень отрезвляет.
pravmir.ru, 17 декабря 2013