Сегодня на базе Российской академии образования состоялось открытие научно-практической конференции преподавателей русского языка и литературы «Сочинение на современном этапе развития системы образования в РФ» («Теория и практика преподавания русского языка и литературы в школе»), участие в которой принимают учителя-словесники со всей страны, а также ведущие деятели сферы образования.
С вступительным словом выступила академик РАО, Президент РАО Людмила Алексеевна Вербицкая, которая поприветствовала участников мероприятия и отметила важность главной темы конференции – школьного сочинения. Людмила Алексеевна также зачитала приветствие Заместителя Председателя Правительства РФ Ольги Юрьевны Голодец.
С приветственным словом выступила Первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Владимировна Третьяк. Наталья Владимировна заметила, что сочинение сегодня – наиболее эффективный механизм развития навыков правильного изложения речи.
С докладом «Сочинение в современной концепции филологического образования» выступила доцент кафедры филологического образования Московского института открытого образования Людмила Васильевна Дудова, которая отметила необходимость обогащения словарного запаса учащихся.
Народный учитель РФ, директор Академической гимназии №56 (Санкт-Петербург) Майя Борисовна Пильдес выступила с сообщением «Сочинение – первые итоги: проблемы и перспективы развития» и сказала, что ученики должны писать итоговые сочинения именно в своих школах, а результаты введения итогового сочинения будут заметны не сразу.
Также с сообщением «Жанровая парадигма сочинения в начальной и средней школе» выступил доцент кафедры непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента СПбГУ Вадим Евгеньевич Пугач.
После пленарных докладов состоялись заседания круглых столов.
Светлана Игоревна Красовская, заведующая редакцией русского языка и литературы издательства «Просвещение» приняла участие в работе круглого стола «Сочинение: первые итоги. Проблемы и перспективы развития».
«Сочинение призвано проверять не знания по литературе, а коммуникативно-речевые компетенции, умение сформулировать и выразить на письме свои мысли, аргументировать их с привлечением художественных текстов в качестве аргументов. Такой вид деятельности предполагает знание литературы, но здесь доминирует не литературоведческий подход, не анализ текста как цель, а другое – проверка способности самостоятельно мыслить и способности излагать свои мысли последовательно, логично, грамотно», – отметила Светлана Игоревна. – «Сегодня идут рассуждения по поводу того, оставить ли сочинение надпредметным или добавить новые темы литературоведческого плана. Я все-таки склоняюсь к первому варианту, так как перед сочинением не стоит задача готовить филологов. Есть предложение ввести баллы за сочинение, а также более жесткий критерий грамотности. Думаю, что в следующем году это будет сделано, и правила игры изменятся».