«Коммерсантъ»> Евгений Ямбург: «Время учителей-гуру кончилось»

Меню раздела

Начинается очередной учебный год. Как изменились школьники за последнее время? Какие задачи стоят перед современными учителями? И чему теперь должны учить в школе? На эти и другие вопросы ведущему «Коммерсантъ FM» Анатолию Кузичеву ответил заслуженный учитель России, член-корреспондент Российской академии образования Евгений Ямбург.

— Евгений Александрович, подтвердите, пожалуйста, смелую гипотезу относительно того, что нынешним школьникам по сравнению со мной, например, а я закончил школу в 1986 году, приходится знать, уметь, учить и учиться гораздо больше. Это так?

— Да, это так. И гораздо сложнее. И мир изменился, и страна изменилась. Другое дело, что у нас всех ностальгия по советскому прошлому, где вроде бы так все определенно и замечательно. Там были плюсы, например, фундаментальное образование все-таки давалось довольно стабильное. Но что сегодня выяснилось? Если взять все международные рейтинги, PISA и так далее, с точки зрения фундаментальности наши ребята на уровне, но как только нужно практическое применение полученных знаний, то тут мы слезаем вообще на последние места. Или, например, применить те же знания в изменившейся ситуации, и опять это плохо.

Поэтому сегодня в новых федеральных государственных стандартах поставлена сложнейшая задача: наравне с предметными компетенциями, например, надо знать, что «не» с глаголами пишется отдельно, и решать уравнения, нужно дать им метапредметные, надпредметные знания. То есть умение работать с информацией, ее группировать. Это те задачи, которые в советской школе не решались.

— А кто даст этот навык, это умение?

— Для того чтобы дать этот навык, это умение, надо переучивать учителей. Поэтому сейчас параллельно идет не заметная непрофессионалам реформа высшего педагогического образования. Приняты новые профессиональные стандарты. Это все в один день сделать, безусловно, нельзя. Потому что трудно требовать от учителя того, чему его никто не учил. Жизнь здорово изменилась сейчас. Дети стали сложнее. Например, появились новые серьезные проблемы.

Мы сегодня хотим, чтобы дети с ограничением здоровья, обычные дети и дети-инвалиды учились вместе. Но ведь учителя никто не учил, как их учить вместе. Значительная часть детей, причем не только в крупных городах, а мне приходится ездить консультировать в разные регионы, это миграционные процессы, и есть дети, которые не владеют русским, русский не родной, и дома не говорят. Значит, это уже новая профессиональная компетенция педагога — изучение русского как иностранного.

— А это уже стало фактором, который есть смысл обсуждать?

— Это не просто стало фактором, это давно стало фактором. В Москве таких детей — до 20%, в Санкт-Петербурге и в других регионах. Это серьезно. Надо учить детей жить вместе. Это же тоже профессиональная компетенция учителя. Поэтому действительно идет очень сложный процесс, и в этой ситуации надо просто набраться терпения, и понимать, что так, как учили раньше, уже мало.

— Сейчас самое главное — научить учиться, а не чему-то конкретному, да?

— Конечно, потому что информация возрастает. Я никогда не забуду, как лет десять назад, а я все-таки в профессии больше 40 лет, мне один медалист сказал изумительную вещь. Он говорит: «Евгений, Александрович, у меня знания обширные, но очень смутные».

— Если раньше авторитет учителя определялся просто объемом знаний, раньше совсем, полвека назад, скажем, объем знаний — это реально было авторитетом учителя, а сейчас уже нет.

— Когда меня спрашивают люди, скажем, далекие от школы: «Вот раньше был авторитет учителя, перед ним кланялись, снимали кепку и так далее». Но давайте не забывать, что учитель был единственным источником информации. Сегодня в условиях глобальных сетей это просто смешно. И поэтому не надо делать, поверьте, я в профессии давно, не надо делать из учителя культа.

В этой ситуации учитель должен быть гибким и быть навигатором в поисках информации, и не стесняться сказать: «Ребята, честно говоря, я этого пока не знаю. Давайте мы сейчас залезем в «Википедию», посмотрим информацию, сравним, добудем ее». Учитель не может быть таким гуру, корифеем всех наук, то время кончилось.

kommersant.ru, 31 августа 2015