Опубликовано интервью научного руковолителя Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования Российской академии образования, члена-корреспондента РАО Татьяны Николаевны Тихомировой журналу «Современное дошкольное образование».
В образовательных организациях используется большое количество различных обучающих программ, систем когнитивного обучения, способствующих, по утверждению их авторов, развитию интеллектуальных способностей, креативности, иных когнитивных навыков, улучшению академических достижений обучающихся. Однако, как показывает практика, не всегда реализация этих инновационных программ и технологий приносит ожидаемые эффекты и результаты.
Почему так происходит и какие факторы действительно влияют на развитие когнитивных способностей в частности и эффективности когнитивного функционирования в целом? За счет каких ресурсов – личных или социальных – один ребенок достигает больших успехов в обучении, а другой – едва способен освоить образовательные программы на удовлетворительном уровне?
Об этом мы поговорили с членом-корреспондентом РАО, доктором психологических наук Татьяной Николаевной Тихомировой, которая является научным руководителем Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования. Это структурное подразделение Российской академии образования сформировано при тесном взаимодействии Российской академии образования и Министерства просвещения Российской Федерации.
На базе Федерального ресурсного центра осуществляется аналитическая работа в области нормативно-правового, кадрового, научно-методического и научного обеспечения психологической службы в системе образования. Все аналитические разработки центра выполняются для принятия эффективных научно обоснованных управленческих решений в системе образования России на всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном.
Одной из важнейших задач центра является совершенствование психологического сопровождения обучающихся на всех уровнях общего образования, включая дошкольное образование. Татьяна Николаевна руководит координацией и организацией научных исследований в интересах развития психологической службы в системе образования. В рамках этой социально значимой работы создается консорциум ведущих научных и образовательных организаций, на базе которых проводятся исследования современного российского ребенка.
Полная версия интервью доступна на сайте журнала.