Интервью академика РАО Светланы Чистяковой газете «Вузовский вестник»

Меню раздела

Во имя людей, во имя дела

Под таким девизом живет и работает академик-секретарь отделения профессионального образования Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО Светлана Чистякова. В беседе с нашим корреспондентом она рассказала об основных направлениях работы отделения и острой необходимости возрождения  профориентации.

– Светлана Николаевна, несколько слов о Вашем жизненном пути и многолетней работе в РАО.

– Служу Академии с 1970 года. Пришла сюда будучи аспиранткой, долгие годы работала в Институте трудового обучения и профессиональной ориентации, заведовала лабораторией профессиональной ориентации. Уходила в МГПИ имени Ленина (ныне МПГУ), преподавала педагогику высшей школы, была заместителем кафедры педагогики и психологии профессионального образования академика РАО Виталия Сластенина. После чего вернулась в Академию и долгое время являлась членом отделения профессионального образования, входила в бюро этого отделения, а в 2010 году меня пригласили на должность академика-секретаря отделения профессионального образования.

– А сколько всего отделений в Академии?

– Всего пять: психологии и возрастной физиологии, философии образования и теоретической педагогики, образования и культуры, общего среднего образования и наше отделение.

– Расскажите поподробнее о Вашем отделении. Какие первостепенные задачи пытаетесь силами отделения решать? 

– Дело в том, что изначально было два отделения: высшего образования и среднего профессионального образования. Потом их объединили в одно – профессионального образования. Но я буду ставить вопрос перед руководством Академии о том, чтобы наше отделение все-таки переименовать в отделение высшего и среднего профессионального образования, так как мы занимаемся вопросами, связанными как с системой высшего, так и среднего профессионального образования.

Образование «работает» на будущее, предопределяя востребованные личностные качества каждого человека, его знания, умения, профессиональные компетенции, мировоззренческие и поведенческие установки, а, следовательно, экономический, нравственный, духовный потенциал каждого общества и цивилизации в целом.

В условиях стремительно изменяющегося рынка труда требуется серьезный пересмотр и обновление теоретико-методологических оснований структурирования и развития профессионального и высшего образования разных уровней.  Подготовка будущих кадров – неотъемлемая составляющая экономического потенциала России. В связи с этим, одним из ведущих направлений является  разработка теории и практики профессионального самоопределения и подготовки обучающихся к профессиональной карьере. Перед нами стоит очень важная задача: определить комплекс условий для повышения качества профессиональной ориентации с учетом образовательного и профессионально-производственного потенциала регионов России. Не менее важно разработать технологию социального партнерства в подготовке обучающихся к будущей профессиональной карьере в современных условиях. Первоочередными задачами научно-исследовательской работы отделения являются и разработка теории и практики повышения качества инженерного и педагогического образования, методология преподавания дисциплин в  вузе, концептуальные основания и содержание среднего профессионального образования в современных условиях, содержание и программное обеспечение образования в национальной школе.

Также с целью повышения качества практической направленности профессионального и высшего образования мы принимаем участие в разработке, экспертизе и мониторинге деятельности центров сертификации профессиональных квалификаций для определения рисков и перспектив их развития. Работу эту необходимо проводить совместно с представителями Рособрнадзора, работодателями, научными и профессиональными сообществами, руководителями центров сертификации.

– А что касается педагогического образования? В связи с назначением нового Министра образования и науки Ольги Юрьевны Васильевой педагогическое образование на взлете…

– Сегодня должна не только принципиально меняться концепция педагогического образования, но и сам учитель должен становиться другим. Мы с коллегами активно работаем над созданием различных моделей педагогического образования: региональной, муниципальной, школьной, дополнительного образования, ориентацией на педагогическую профессию. Решение этой проблемы постепенно находит верное русло. Директора общеобразовательных школ понимают, что эта проблема сегодня актуальна. Но беда в том, что зачастую мы  создаём, культивируем новый опыт, а реализация его не всегда успешно осуществляется в практике из за отсутствия поддержки со стороны управленческих организаций. Ольга Юрьевна уже сказала о необходимости вернуть в школу профессиональную ориентацию и профориентационные курсы, изменить в широком смысле отношение к педагогической деятельности. Недостаточно сводить детей на экскурсию и сказать «идите в слесари», важна комплексная работа: колоссальный информационный блок, анализ потребностей рынка и требований профессии к человеку, наконец, психологические аспекты развития личности. Учащийся должен попробовать себя в практической деятельности.

– А во временном пределе, когда должна вестись профориентация?

– Профориентация должна вестись с детского сада, в школе, в вузе и после вуза, это непрерывный процесс. Переориентация на другую область – это тоже вопросы, которые касаются системы профориентации. Возвращаясь к направлениям деятельности Академии, нужно сказать, что мы занимаемся проблемой национального образования. Настолько востребован русский язык в других национальных государствах – это вопрос из вопросов. Наша задача: отойти от политики и выйти на государственный уровень образования. В национальных республиках очень много проблем сейчас.

И еще одна важная проблема в высшем образовании. Это проблема применения методов, педагогических технологий, методики преподавания в техническом вузе. Мы получили запрос от РГУ нефти и газа имени Губкина на оказание помощи в решении этих вопросов. Сегодня учёные нашего отделения с участием представителей других отделений РАО ведут целую серию занятий по проблемам воспитания, дидактики и гуманизации образования.

– Ваши научные интересы связаны с выбором профессии. Что из этой тематики особенно актуально звучит в наше время?

– Сейчас очень актуальна проблема подготовки обучающихся к профессиональной карьере на всех жизненных этапах. Можно сказать, что у нас в стране есть профориентация, но она эпизодическая: то проведут экскурсию, то собрание, то конкурс. Должна осуществляться систематическая профориентация с 1 по 11 класс, как минимум, а вообще она должна реализовываться на всех этапах жизни человека. Крайне необходимо вернуть в школу трудовое воспитание. Наши дети недостаточно умеют трудиться, а родители это всячески поощряют. Профориентация должна способствовать формированию у ребенка практического опыта, а это происходит, когда он погружается в ту или иную сферу трудовой деятельности, когда он своими руками создает продукты. Системный, практикоориентированный, деятельностный, личностный подходы должны быть реализованы в профориентации. 40% родителей не помогают ребенку выбрать профессию, 64% детей в 9-10 классе не знают, какую профессию они приобретут. 46% студентов, оканчивая вуз, остаются без работы или переучиваются.

– Как, с Вашей точки зрения, изменить ситуацию?

– Чтобы профориентация в вузе имела успех, нужно начинать работать с ребенком в  детском саду, объяснять, что такое труд. Ребенок уже тогда способен выполнять какие-то маленькие проекты с учетом возрастных и психологических особенностей. Нужно учитывать, что профориентация имеет отсроченный результат.

– Получается, в вуз ребенок должен поступать уже целенаправленно?

–Конечно! И это во многом обеспечивает профильное обучение, предпрофильная подготовка. Но в российских школах профессиональная ориентация осуществляется не системно. Сейчас в нескольких вузах мы экспериментально проводим профориентационное консультирование и нередкий случай, когда выбор пути продолжения образования совершается за компанию и под влиянием других случайных факторов. Для избежания этой ситуации, необходимо создание государственной службы профессиональной ориентации в России, и только тогда будет успех, когда каждый взрослый будет заинтересован в подготовке своей смены.

– А сейчас где-то готовят специалистов по профориентации?

– Нигде не готовят. Когда-то массово готовили профориентологов, которые помогали детям в профессиональном самоопределении, сейчас этого нет. И наша задача —  это восстановить.  Нужно учитывать, что профессиональная ориентации включает не только диагностику и консультирование, практическую пробу сил, но и социально-профессиональную адаптацию. В процессе обучения у студентов повторно проводится диагностика, консультирование. В ходе практики обучающийся понимает, верное ли направление деятельности он выбрал.

– Будем надеяться, что профориентация получит вторую жизнь.

Проблема в том, что мы работаем локально, а для того, чтобы работать иначе, нужно принимать проблему на государственном уровне. У нас ведь нет закона о профориентации, нет никаких подзаконных актов о подготовке кадров-профориентологов. Мы решаем эти вопросы камерно, а нужно системно. Сейчас мы готовимся к переговорам с руководством Департамента образования Москвы, и очень надеемся на положительное решение этой проблемы в Московском регионе.

– Светлана Николаевна, каково Ваше жизненное кредо?

– Я работаю с несколькими поколениями, с детьми и молодежью, зрелыми и солидными людьми, с педагогическими и непедагогическими кадрами. На моих выступлениях иногда присутствует сто с лишним человек, и я всегда думаю, что если хотя бы два человека примут мою идею и будут претворять ее в жизнь, то я не зря живу на этом свете. Все во имя людей, во имя дела!

Источник: www.vuzvestnik.ru