«Аргументы и факты»>Так учить нельзя

Меню раздела

Лишь 10% выпускников педвузов остаются работать в школе

“В начальной школе не более 10% детей сами делают домашние задания. Остальным помогают родители” – такую печальную статистику привела в интервью “АиФ” Людмила ВЕРБИЦКАЯ, президент Российской академии образования.

Дети не любят школу

– Людмила Алексеевна, российское образование лихорадит: новые предметы, новые стандарты, новые правила ЕГЭ… Что делает академия, чтобы защитить родителей и детей от порой излишних инициатив чиновников?

– Конечно, от чиновников иногда исходят непродуманные решения. Но введение образовательных стандартов – скорее положительное явление. Когда мои дети росли, школьные программы были, как тогда говорили, для умственно отсталых детей. Сегодня так учить уже нельзя. А вот отмена сочинения в выпускных классах была ошибкой. Её сейчас исправляют. В этом году в ряде школ выпускники будут писать сочинение, а с 2015-го – все.

Решаем кадровые проблемы. У нас всё меньше остаётся учителей, которые по-настоящему любят детей. В педагогический вуз люди часто идут не потому, что не могут жить без детей и понимают, что это самое главное в нашей жизни, а просто потому, что туда легче поступить. И неудивительно, что не больше 10% выпускников остаются работать в школе. Почти половина вновь пришедших молодых учителей через год уходит. Не выдерживают. В Москве нет вакансий для учителей и даже есть конкурс на освобождающиеся места, а в Петербурге и многих регионах страны иная ситуация. В Петербурге, кстати, всего 7 школ из 720 дают прекрасное образование. Некоторые директора школ вынуждены просить вернуться преподавателей-пенсионеров, их опыт сегодня очень востребован. А страдают дети, которые часто говорят: “Как я ненавижу свою школу!”

– Все сейчас ругают школьное образование: дети безграмотные, ничего не читают…

– Это правда: дети не читают, что ужасно. И не любят читать, что совершенно непонятно. По данным опроса, за год 30% населения страны не прочли ни одной книги.

Наука или ресторан?

– Какой же выход?

– Надо менять систему подготовки учителей – педагогические вузы присоединить к классическим университетам. Это позволит студентам получить настоящее фундаментальное образование. А ещё нужно заключать со студентами контракт: если по окончании университета он не идёт работать в школу, то должен вернуть государству деньги за обучение.

– Начав реформу академий наук, Министерство образования и науки выдвинуло претензию: научный институт есть, а большая часть площадей сдаётся в аренду, научных работ не ведётся…

– Да, действительно, есть научные институты, где чуть ли не половина площадей сдана под рестораны и прочую коммерцию. Но не всюду так! В научной педагогике масса очень интересных работ, в частности уникальные коррекционные методики для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, исследования познавательных возможностей детей разного возраста.

– Вы возглавили академию полгода назад. Что сделано?

– Открыли центр русского языка и культуры. Мы теряем русский язык – прекрасный, яркий, образный. Внутри России он сохраняется ещё хуже, чем за её пределами. В планах – создание центра среднего профессионального образования. Сейчас найти высококвалифицированного и грамотного рабочего невозможно. А какие у нас раньше были рабочие династии! Интеллигентные, интеллектуальные люди! Несмотря на отсутствие высшего образования, многие ходили в филармонию, на выставки. Минобрнауки тоже наконец озаботилось проблемой и планирует совместно с другими ведомствами выделить более 14 млрд руб. на проект по подготовке рабочих кадров для приоритетных отраслей экономики.

Юлия Борта

Еженедельник “Аргументы и Факты” № 17 от 23 апреля 2014 г.