Гостями мероприятия стали представители Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, академики и члены-корреспонденты РАО, ректоры и проректоры российских классических университетов, руководители образовательных программ педагогического профиля и образовательных структур, ведущих подготовку по направлению «Образование и педагогические науки», представители научных центров и инновационных площадок РАО, руководители пресс-служб университетов, преподаватели, аспиранты и магистранты.
Торжественное открытие III Форума началось с пленарного заседания. С приветственной речью выступили:
По словам Дмитрия Владимировича Афанасьева:
«Педагогические направления подготовки входят в число наиболее приоритетных, массовых и востребованных для абитуриентов. Это отражается в росте контрольных цифр приема по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Следует отметить, что за последние 5 лет рост составил более 25 процентов, занимая по динамике третье место после медицинского и инженерного образования. Вот три столпа, на которых держится наша страна. На период с 2024 по 2025 годы объем бюджетных мест уже превысил 75 тысяч. Расширение возможностей для получения педагогического образования радует увеличением среднего балла абитуриентов, зачисленных на эти места. Это свидетельствует о том, что педагогическое образование становится более престижным».
Одной из тем пленарного заседания стало обсуждение пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования, в соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2023 г.,
По мнению Ольги Юрьевны Васильевой:
«Простое увеличение сроков подготовки по всем направлениям не повысит качество образования автоматически. Подход должен быть взвешенным, должны быть учтены потребности работодателей. Вызов и в том, что образование сегодня должно удерживать баланс между фундаментальностью и применимостью знаний в условиях меняющихся задач на рынке труда. Содержательное наполнение учебных планов и программ базового высшего образования должно гарантировать преемственность поколений, владение нашими молодыми педагогами российским педагогическим культурным кодом; становление инновационной технологической готовности; приоритет духовно-нравственного роста личности, усиление человека в человеке (что очень важно в эру искусственного интеллекта). Не устаю повторять: нам нужно увеличивать количество часов на практику студентов-педагогов и что еще важнее, повышать качество этой практики».
Обсуждение вопросов совершенствования педагогического образования продолжились на сессионных заседаниях при модерации руководителей и преподавателей ведущих образовательных учреждений, академиков и членов-корреспондентов РАО. Обсуждаемые темы включали в себя насущные вопросы развития педагогического образования и науки в России, проблемы внедрения искусственного интеллекта в образовательный процесс, психологическую поддержку обучающихся.
Дискуссии велись на четырех тематических площадках:
Темами для обсуждения стали проблемы, которые могут затронуть сферу подготовки новых педагогических кадров в ближайшем будущем: просветительские работы в научном сообществе, проблемы цифровизации и технологизации, изменение языка научного описания образовательных практик, приведение в соответствие Диссертационных советов, которые не совсем корректно выполняют функцию проверки, внедрение искусственного интеллекта, вопросы коррекционной педагогики и т.д.
«Мне не известно более захватывающего занятия, чем заниматься педагогической наукой. Я определенно желаю, чтобы за нами следовали молодые, голодные и веселые люди, которые воспринимают педагогику и педагогическую науку как наиболее увлекательное занятие, приносящее истинное счастье», — отметила Елена Ивановна Казакова, научный руководитель Центра развития педагогического образования РАО, директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, председатель ФУМО по высшему педагогическому образованию, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор
Участники обсудили вопросы, связанные с разработкой стратегии социально-гуманитарных и педагогических исследований, принимая во внимание вызовы и угрозы, сконцентрированные в социально-политическом, экономическом и социокультурном контексте макрорегиона «Юг России – Новороссия». Также поговорили о научной, образовательной и социальной миссии университетов как оплотов консервативной интеллектуальной традиции и государственно-ориентированных общественных практик. Кроме того, был рассмотрен интегрированный потенциал макрорегиона «Юг России-Донбасс» в разработке и реализации больших исследовательских проектов в интересах национальной безопасности и мировоззренческого суверенитета.
«Говоря о национальной безопасности и мировоззренческом суверенитете, мы осознаем, что эта сфера вопросов тесно связана с профессиональным укреплением. Данный стандарт и требования к технологическому суверенитету заставляют нас пересмотреть требования к педагогам на всех уровнях образования, а также стандарты, связанные с пониманием тех задач, которые реализует профессиональное сообщество в рамках своей педагогической, профессиональной, научно-исследовательской деятельности. Эти аспекты являются чрезвычайно важными», — прокомментировала Мария Александровна Боровская, председатель Совета ректоров вузов Юга России, президент Южного федерального университета, член-корреспондент РАО, доктор экономических наук, профессор.
Среди тем, поднятых участниками секции, были: внедрение технологий искусственного интеллекта в образовательной деятельности и подготовке педагогов, важность всестороннего исследования возможностей и рисков применения ИИ в образовании, цифровая трансформация образовательной деятельности, применение технологии виртуальной реальности в образовании.
«Мы в данный момент становимся свидетелями того, как цифровые технологии стремительно проникают в нашу жизнь — как в повседневную, так и в профессиональную сферу. Сегодня система образования, не только в нашей стране, но и по всему миру, также подвержена значительному влиянию этого процесса. Фактически, информатизация образования является важным направлением его модернизации в последнее десятилетие, и за это время мы наблюдаем существенные изменения в информационных технологиях», — отметила Татьяна Николаевна Суворова, заведующий Лабораторией развития цифровой образовательной среды Центра развития образования РАО, доктор педагогических наук, доцент, в рамках приветственного слова к участникам III Форума.
Участники секции обсудили психологическое сопровождение высшего образования в РФ, поговорили о приоритетах и научных основах развития психологических служб, обсудили существующее обеспечение психологической безопасности студентов в образовательной среде вуза, популяционные исследования современного студенчества.
«Основная цель психологической службы в системе образования — это помочь обучающимся, в данном случае студенческой молодежи, грамотно справиться с возможными проблемами: от тревожных состояний до проявления острых реакций (аутоагрессии и агрессии). А преподавателям — получить квалифицированную помощь преодоления профессиональных деформаций», — прокомментировала Татьяна Николаевна Тихомирова, научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, доктор психологических наук, профессор.
Исследовательский центр «Библиотека имени К.Д. Ушинского» стал местом проведения дискуссионной площадки «Художественно-эстетическое образование будущих педагогов в российском классическом университете». Участники в формате открытого диалога обсудили специфику подготовки будущих учителей сферы музыкально-художественного профиля в условиях аномии. По словам Ольги Анатольевны Калимуллиной, заведующей кафедрой педагогики и психологии Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова, члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, важно говорить о междисциплинарном подходе при подготовке педагогов:
«Проблемы подготовки учителей музыкально-эстетического профиля носят комплексный междисциплинарный характер. Системное рассмотрение проблем, совмещение классического исполнительского образования с современными требованиями всестороннего развития будущего учителя музыкальной и художественной сферы и его взаимодействия с современной детской и родительской аудиторией требует интеграции философии, психологии, социологии, этики. И основной, главной системой может выступить синергетика, синергетический подход», — отметила Ольга Анатольевна.
Второй день III Форума запомнился гостям оживленными дебатами, новыми актуальными темами круглых столов и многообразием дистанционных дискуссионных площадок. Мероприятия открыли сразу три площадки:
— Совещание руководителей организации высшего образования «Ключевые приоритеты развития педагогического образования в российском университете»
— Круглый стол «Медиатизация педагогического образования. Образ учителя в современных медиа», организованный Лабораторией по продвижению и PR-сопровождению Центра развития педагогического образования РАО совместно с факультетом журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
— Совещание с Научными центрами РАО
Круглый стол «Медиатизация педагогического образования. Образ учителя современных медиа» начался со вступительного слова Елены Леонидовны Вартановой, декана факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, научного руководителя Лаборатории по продвижению и PR-сопровождению Центра развития педагогического образования РАО, академика РАО, доктора филологических наук, профессора:
«Сегодня цифровая медиасреда заметно изменилась, я бы даже сказала, она радикально перестроилась, и поэтому появление новых субъектов, новых медиа, блогеров, инфлюенсеров, лидеров мнений, да и просто активной аудитории радикальным образом изменило подход к освещению проблем образования и к образу учителя. Вместо преданных своему делу миссионеров мы часто видим на экране достаточно критические образы учителей, которые не любят своих учеников, которые часто пренебрегают своими педагогическими обязанностями, и у широкой общественности складывается превратное впечатление о том, какой сегодня российский учитель или учительница. Я думаю, что наша секция поставит очень важные вопросы создания позитивного образа отечественного образования. Разбирая как позитивные, так и негативные примеры, мы сможем сформулировать рекомендации коллегам-журналистам по дальнейшему освещению этих важных вопросов в наших медиа».
На круглом столе участники обсудили вопросы медиатизации современного образования, а также проблемы, связанные с девальвацией престижа профессии и возможные способы их решения. Так, в докладе «Пути просвещения общества через психолого-педагогическую подготовку будущих журналистов» Пшеничнюк Диана Владимировна, старший преподаватель департамента психологии НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук, рассказала о методах знакомства студентов-журналистов с педагогической профессией. По мнению автора, возможность испытать на себе элементы педагогической специальности позволит в будущем готовить более качественные материалы о специфике этой профессии.
Большой интерес вызвал доклад Елены Петровны Олесиной, главного аналитика Центра совершенствования методик преподавания дисциплин РАО, доцент кафедры культурологии МПГУ, кандидата педагогических наук, на тему «Девальвация образа учителя в российском кино: причины и итоги». Елена Петровна рассказала об образе педагога в его динамическом развитии через призму художественного образа: от положительного, позитивного образа в начале века к его снижению в фильмах 2000-х гг. и постепенному возрождению в настоящее время.
В докладе Катеневой Ирины Геннадьевны, доцента кафедры журналистики Новосибирского государственного педагогического университета «Галерея медиапортретов современных педагогов: журналистский и нейросетевой подходы», кандидата филологических наук, рассказывалось о собирательном образе педагога, который создают сегодня нейросети на основе имеющихся у них данных. Далеко не всегда этот образ достаточно комплиментарный для профессии, в то время как интерес к подобным иллюстрациям весьма высокий. Массмедиа и нейросети сегодня выполняют роль «зеркала», нередко кривого, по отражению в котором целевая аудитория формирует отношение к представителям различных профессий.
Выступление Аникиной Марии Евгеньевны, доцента кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидата филологических наук, было посвящено теме «Медиапедагог: черты портрета (по материалам социологического исследования)». Спикер представила результаты пилотного исследования образа медиапедагога и рассказала об интерпретации понятия «медиапедагог», о ключевых задачах и критериях эффективности работы современных медиапедагогов. Эта специализация обладает яркими отличительными чертами, востребована в цифровую эпоху и потому требует дальнейшего изучения и осмысления.
Доклад «Медиатизация образа педагога: формирование негативного имиджа в цифровой среде», представленный Муронец Ольгой Владимировной, заведующим Лаборатории по продвижению и PR-сопровождению Центра развития педагогического образования РАО, доцентом МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидатом филологических наук аккумулировал результаты исследования юмористических видеоматериалов, где образ учителя представлен в отрицательном ключе. Обилие подобных сюжетов, которые, хотя и отражают порой в гротескной форме реальные проблемы, девальвируют ценность педагогической профессии. Потому так важны художественные и кинопроекты, где образ учителя может быть представлен реалистично, но в положительном ключе.
Самым динамичным событием III Форума стали Дебаты молодых ученых «Педагогическое образование в поиске. Опираясь на классику – строим будущее!». Открывая Дебаты, президент РАО, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева, как председатель экспертного жюри, поприветствовала молодых ученых: «Главная задача наших дебатов отражена в самом их названии: «Опираясь на классику – мы строим будущее». Среди тех вопросов, которые вы будете обсуждать, есть темы, которые вечны – это смыслы, это ценности, это то, о чем человечество говорило и будет говорить всегда. Мне кажется, что в условиях именно сегодняшнего времени вам нужно показать, как новые технологии решают те или иные задачи, которые перед вами стоят».
Участники Дебатов были поделены на команды, за каждой из которых был закреплен эксперт из числа четырех членов жюри. Каждой группе отводилась определенная дискуссионная тема. Предметами обсуждения стали:
— «Трансформация образования в цифровую эпоху» (эксперт — Казакова Елена Ивановна, научный руководитель Центра развития педагогического образования РАО, директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, председатель ФУМО по высшему педагогическому образованию, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор)
— «Популяризация педагогической профессии» (эксперт — Вартанова Елена Леонидовна, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова», научный руководитель Лаборатории по продвижению и PR-сопровождению Центра развития педагогического образования РАО, академик РАО, доктор филологических наук, профессор)
— «Развитие личности в образовании» (эксперт — Сериков Владислав Владиславович, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор)
— «Педагогическая культура современного учителя» (эксперт — Врублевская Елена Геннадьевна, руководитель Центра развития педагогического образования РАО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук)
Живое обсуждение вопроса и прямое взаимодействие между участниками и членами жюри стало прекрасной возможностью для молодых ученых проявить себя, защитить собственную позицию и побороться за победу. По истечению отведенного времени каждый из экспертов определил по одному кандидату, который получил право выступить во втором туре персонально.
Кульминацией Дебатов стал третий тур. На нем финалистам требовалось обсудить мнение советского педагога Василия Александровича Сухомлинского, который писал о том, что школьный предмет под названием «Семья. Брак. Любовь. Дети» едва ли не важнее других наук. Вопрос актуальности этого тезиса нашел отражение во мнениях и эмоциях финалистов. Можно предположить, что и каждый из присутствующих в зале задал себе вопросы: «Что для вас семья, брак, а что любовь? Насколько важны для каждого его дети?» По итогам трех туров жюри определили сразу двух победителей:
— Грошева Татьяна Юрьевна (аспирант 3 курса, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева);
— Прокаева Александра Олеговна (аспирант 3 курса, Самарский государственный социально-педагогический университет).
Одновременно с дебатами на площадке Российской академии образования прошли сразу несколько круглых столов:
— Круглый стол «Подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности»;
— Круглый стол «Организация обучения и содержание подготовки будущих учителей»;
— Круглый стол «Дополнительное профессиональное педагогическое образование».
Завершением III Всероссийского форума «Педагогическое образования в российском классическом университете» стало подведение итогов, на котором выступили:
— Афанасьев Дмитрий Владимирович, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации;
— Васильева Ольга Юрьевна, президент Российской академии образования, академик РАО, доктор исторических наук, профессор;
— Басюк Виктор Стефанович, и.о. вице-президента Российской академии образования, академик РАО, доктор психологических наук;
— Казакова Елена Ивановна, научный руководитель Центра развития педагогического образования РАО, директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, председатель ФУМО по высшему педагогическому образованию, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.
«Крайне признателен Российской академии образования. Я не могу назвать вас площадкой. Вы не площадка. Вы наш научный, академический, образовательный, методический партнер, конструктивный критик, инициатор очень многих идей. В этом смысле министерство и я лично очень признателен вам за то, что вы который год собираете очень представительное экспертное сообщество для того, чтобы можно было самые актуальные вещи обсудить, какие-то инициативы сформулировать, и затем у нас большая работа будет с вами по тому, как это интегрировать в те задачи, о которых я ранее упоминал», – сказал Афанасьев Дмитрий Владимирович в своем заключительном слове к участникам.
Интенсивная работа Форума завершилась, но уже намечается следующий, IV Всероссийский форум в 2025 году, тема, цели и задачи которого уже находятся в стадии разработки. Записи трансляций можно посмотреть в группе Центра развития педагогического образования в социальной сети ВКонтакте и по ссылке