Отделение психологии (ныне – Отделение психологии и возрастной физиологии) создано в 1944 году одним из первых в структуре Академии в соответствии с Уставом Академии педагогических наук РСФСР (Приложение к постановлению Совнаркома РСФСР от 14 февраля 1944 года №138).
В первый состав Отделения вошли действительный член К.Н. Корнилов и члены-корреспонденты А.А. Смирнов и Б.И. Коваленко. Позднее, в связи с организационно-материальными проблемами, решением общего собрания Академии все отделения, включая Отделение психологии, были закрыты. В 1965 году на общем собрании Академии принято решение вернуться к организационной структуре с тремя отделениями: воссоздано Отделение психологии и возрастной физиологии. Уже в тот же 1965 год состав Отделения увеличился до 6 действительных членов и 9 членов-корреспондентов. В истории Академии было несколько переименований Отделения – Отделение психологии (1944 – 1949), Отделение психологии и возрастной физиологии (1965 – 1990), Отделение возрастной физиологии и дефектологии (1990 – 1991) и с 1992 года – Отделение психологии и возрастной физиологии.
Постановлением Совнаркома РСФСР от 14 февраля 1944 года в состав академии вошли Научно-исследовательский институт психологии (ныне – Психологический институт РАО) и Научно-исследовательский институт дефектологии (Институт коррекционной педагогики РАО), которые составили ядро исследовательских учреждений Отделения. Впоследствии в состав Отделения вошли Научно-исследовательский институт школьной гигиены (Институт возрастной физиологии РАО) и Институт образовательных технологий РАО. C 2013 года институты Академии перешли в подчинение Министерства высшего образования и науки, а также Министерства просвещения РФ.
За все это время Отделение возглавляли известные ученые – К.Н. Корнилов, А.В. Запорожец, Ю.А. Кулагин, А.А. Бодалев, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, А.А. Деркач, А.И. Донцов. В настоящее время Отделение психологии и возрастной физиологии возглавляет академик РАО, доктор психологических наук, профессор С.Б. Малых.
На протяжении всего периода существования Академии в Отделении состояли выдающиеся ученые, известными своими теоретическими и экспериментальными работами в области психологии, физиологии, дефектологии, педагогики, в частности Л.В. Занков, А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Ф.А. Рау, А.Р. Лурия, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, А.А. Маркосян, В.Д. Небылицын, Д.Б. Эльконин и многие другие. На начало 2023 года Отделение психологии и возрастной физиологии объединяет 34 действительных члена (академика) и 32 члена-корреспондента. К Отделению прикреплены 16 профессоров РАО и 9 доцентов РАО.
Отделение ежегодно принимает активное участие в подготовке предложений по реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации: готовятся аналитические материалы в доклад Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными в сфере наук об образовании.
Члены Отделения работают в составе различных межведомственных комиссий, рабочих групп профильных министерств и экспертных сообществ. В фокусе 2022 года – активное участие в составе Межведомственной рабочей группы по развитию психологических служб в образовательных организациях высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Координационного совета Министерства просвещения Российской Федерации по развитию психологической службы в системе образования в Российской Федерации, Рабочей группы по вопросам психосоциального благополучия студентов Совета Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики и др. Эта деятельность осуществляется с целью разработки научно обоснованных стратегий и технологий психологического сопровождения обучающихся всех уровней образования и педагогических работников образовательных организаций.
Отделение выступает в качестве организатора, ответственного исполнителя, координатора крупнейших научных, образовательных и просветительских мероприятиях, в том числе в рамках объявленного в Российской Федерации «Десятилетия науки и технологий». В прошедшем году на счету Отделения – организация и проведение III Всероссийского форума с международным участием: «Психология образования: современный вектор развития», Научной конференции молодых ученых РАО, цикла научно-практических семинаров и симпозиумов по вопросам междисциплинарных исследований в сфере наук об образования «Междисциплинарные методы исследования в сфере наук об образовании», Международной научно-практической конференции «Психология индивидуальных различий: развитие и обучение», V Международного форума по когнитивным наукам «Cognitive Neuroscience – 2022» и др.
Приоритетной задачей этих мероприятий становится объединение научных усилий исследователей и специалистов, работающих в сферах образования, медицины, социальной защиты, для организации междисциплинарных исследовательских проектов на базе Российской академии образования, обсуждение методологических основ выполнения современных междисциплинарных исследований в сфере наук о человеке и возможностей практического использования результатов этих исследований.
В контексте решения основной задачи образования – повышении эффективности обучения каждого ребенка с его уникальным профилем психического и физического развития – особое место занимает изучение факторов, которые формируют индивидуальные различия в психическом развитии и обучении на протяжении всей жизни человека. Изучению этой фундаментальной проблемы, лежащей в основе теоретических задач целого комплекса наук об образовании – психологии, педагогики, физиологии, дефектологии, нейронауки, посвящены исследовательские проекты Отделения.
В ходе прошедшего года проводилось масштабное исследование пространственных способностей, связанных с пространственным ориентированием, навигацией и запоминанием положения объектов в пространстве, в школьном возрасте. В этом научном проекте Отделения разработаны нормированные пороги для определения индивидуального уровня пространственных способностей у школьников. В частности, результаты нормирования позволили выделить 6 групп школьников с разным уровнем развития пространственных способностей: экстраординарные способности (0,11% от общей выборки), очень высокий уровень (4,34%), высокий уровень (12,69%), выше среднего (21,03%), средний (26,74%), ниже среднего (12,34%), низкий уровень (15,31%), очень низкий уровень (7,43%). Данные исследовательских проектов Отделения становятся научной основой при разработке индивидуально ориентированных технологий обучения для достижения наилучшего образовательного результата каждым обучающимся, вне зависимости от уровня их когнитивного, личностного и эмоционального развития.
Основными направлениями фундаментальных и прикладных исследований Отделения являются:
Важным ресурсом в решении задач Отделения являются научные и региональные научные центры РАО, созданные на базе университетов в различных регионах Российской Федерации, а также инновационные площадки РАО в общеобразовательных и образовательных организациях.