Отделение общего среднего образования

Меню раздела

Направления научной деятельности

 

Тематика научно-организационной деятельности Отделения общего среднего образования определяется нормативными актами и стратегическими документами федерального уровня: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 3684-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период 2021-2030 годы», Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, предметные концепции, Концепция технологического развития России до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 20 мая 2023 года №1315-р) и другими нормативными актами.

Координация и анализ фундаментальных исследований в области обучения, воспитания и развития по уровням общего образования (дошкольному, начальному, основному и среднему), а также прикладных исследований в сфере реализации государственной политики и стратегических направлений развития системы общего образования, дидактики, методик учебных предметов и образовательной деятельности составляют основу разработки темы «Научно-методическое обеспечение развития общего образования».

В рамках выполнения работы «Научно-методическое обеспечение развития общего образования» проводятся научные и прикладные исследования по следующим темам:

  1. Дидактические основы трансформации образовательного процесса в современной образовательной организации в условиях социальных изменений российского общества, научный руководитель – академик РАО А.П. Тряпицына.
  2. Определение дидактических возможностей и систематизация современных средств обучения и воспитания, способствующих освоению обучающимися ФООП, научный руководитель – кандидат филологических наук, доцент Е.В. Уба, Центр развития образования РАО.
  3. Разработка системы академической генеалогии ученых Отделения общего среднего образования РАО, научный руководитель – член-корреспондент РАО С.Г. Григорьев
  4. Формирование системы основных понятий учебных предметов естественно-научного цикла на уровне основного общего и среднего общего образования на основе анализа учебников с использованием технологий генеративного искусственного интеллекта, научный руководитель – член-корреспондент РАО С.Г. Григорьев.
  5. Исследование познавательных затруднений обучающихся при обучении физике на уровне среднего общего образования, научный руководитель – член-корреспондент РАО Л.А. Ларченкова.
  6. Оптимизация содержания и совершенствование методов обучения химии на уровне основного общего образования, научный руководитель – член-корреспондент РАО П.А. Оржековский.
  7. Научно-методическое обеспечение повышения качества подготовки по естественно-научным дисциплинам в регионах России (на примере Дагестанского научного центра РАО), научный руководитель – член-корреспондент РАО Н.О. Омарова.
  8. Обучение предпринимательству: анализ методологии обучения предпринимательству в системе непрерывного образования «школа-колледж-вуз», научный руководитель – член-корреспондент РАО Ю.Б. Рубин.
  9. Теоретический анализ проблемы организации совместной учебной деятельности обучающихся с разными образовательными потребностями. Разработка дидактических основ организации совместной учебной деятельности обучающихся с разными образовательными потребностями, научный руководитель – член-корреспондент РАО Т.А. Соловьева.
  10. Проведение исследований и подготовка научно-аналитических материалов по вопросам медиаобразования и информационной безопасности субъектов образовательного процесса, научный руководитель – академик РАО Е.Л. Вартанова.
  11. Формирование гражданской идентичности обучающихся в современном социокультурном контексте, научный руководитель – член-корреспондент РАО М.В. Шакурова.
  12. Исследование динамики одарённости обучающихся общеобразовательных организаций в условиях индивидуального и коллективного учебного познания, научный руководитель – академик РАО В.Я. Синенко.
  13. Научно-методическое обеспечение проектирования внутришкольной системы оценки предметных и метапредметных результатов обучения (на примере предметов естественно-научного цикла), научный руководитель – член-корреспондент РАО М.Ю. Демидова.
  14. Разработка междисциплинарной модели экологического образования на основе традиционных российских ценностей и целей устойчивого развития Российской Федерации, научный руководитель – академик РАО А.Н. Захлебный.
  15. Проведение исследований по интеграции изобразительной деятельности обучающихся в образовательное пространство школы как формы визуального научного познания окружающей действительности и реальной картины мира, научный руководитель – академик РАО С.П. Ломов.
  16. Теоретические основания развития дидактики общего образования в современных условиях, научный руководитель – академик РАО М.Л. Левицкий.
  17. Исследование представлений современных дошкольников о традиционных российских духовно-нравственных ценностях и разработка научно-методического обеспечения воспитания и обучения современного дошкольника, научный руководитель – член-корреспондент РАО А.Г. Гогоберидзе.
  18. Развитие эмоционального интеллекта обучающихся психолого-педагогических классов как условия достижения высоких личностных результатов обучения, научный руководитель – член-корреспондент РАО Е.Ю. Брель.