Отделение философии образования и теоретической педагогики

Меню раздела

История создания Отделения

В научной и организационной жизни Российской академии образования Отделение философии образования и теоретической педагогики занимает особое и значимое место.

Необходимость присутствия в составе Академии отделения, фокусировавшегося на комплексе методологических и теоретических проблем развития педагогического знания, рельефно осознавалось с самого начала ее создания. Так, в Уставе Академии педагогических наук РСФСР, утвержденном 14 февраля 1944 г., в числе трех отделений было указано отделение педагогики.

В дальнейшем по мере развития и усложнения спектра научно-педагогических исследований происходила его специализация. В частности, в 1990 г. на завершающем этапе советского периода развития академической науки подразделение именовалась как «отделение методологии, теории и истории педагогики», а в 1992 г. отделение обрело свое современное название – «Отделение философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования».

На разных этапах становления и развития Отделения его деятельностью руководили признанные ученые. В их числе академики АПН СССР и РАО Федор Филиппович Королев, Георгий Николаевич Филонов, Эле Исаевич Моносзон, Алексей Иванович Пискунов, Юрий Константинович Бабанский, Володар Викторович Краевский. С 2008 года академиком-секретарем Отделения является академик РАО Михаил Львович Левицкий.

Учеными Отделения созданы многие широко известные в России и за рубежом научные школы. В их числе: Научная школа методологии педагогики, основатель – академик РАО Володар Викторович Краевский (в настоящее время руководитель – академик РАО Владислав Владиславович Сериков); Научная школа «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи», основатель – академик РАО Людмила Ивановна Новикова, (в настоящее время руководитель – академик РАО Наталия Леонидовна Селиванова); Научная школа дидактики, в числе основателей которой академик АПН СССР Михаил Николаевич Скаткин, академик РАО Исаак Яковлевич Лернер, академик АПН СССР Николай Михайлович Шахмаев, (в настоящее время руководитель – член-корреспондент РАО Ирина Михайловна Осмоловская); Научная школа истории педагогики – основатель академик РАО Захар Ильич Равкин ( в настоящее время руководитель член-корреспондент РАО Михаил Викторович Богуславский); Научная школа сравнительной педагогики, в числе основателей которой академик РАО Зоя Алексеевна Малькова, член- корреспондент РАО Борис Львович Вульфсон (в настоящее время – руководитель академик РАО Светлана Вениаминовна Иванова). В целях консолидации усилий профессионального сообщества отраслевых экономистов по развитию и совершенствованию ресурсных условий повышения качества образования в РФ в Отделении заложен фундамент научной школы экономики образования. Руководитель- академик РАО М.Л. Левицкий.

Члены Отделения осуществляют широкий комплекс актуальных практико-ориентированных исследований, обращенных к научному обоснованию и совершенствованию как педагогической науки, так и системы российского образования.

Результаты деятельности и достижения Отделения

В 2022 году были получены следующие важнейшие результаты:

Теоретические и методические основы формирования личностных результатов обучающихся в условиях цифровизации образования. Коллектив разработчиков под руководством академика РАО Н.Л. Селивановой.

Новизна проведенного исследования связана с двумя аспектами.

Во-первых, представлены теоретические и методические основы формирования личностных результатов обучающихся, в частности, выявлены принципы формирования личностных результатов обучающихся в условиях цифровизации образования (приоритета заботы о здоровье школьника, опоры на гуманистические ценности в процессе интернет-коммуникации, расширения возможностей для развития личности школьника в цифровой среде, дополнительности интернет-коммуникации в педагогическом общении, компенсации цифровых рисков в организации деятельности школьников, опоры на цифровой этикет в процессе интернет-коммуникации).

Во-вторых, определено, какие новые возможности дает цифровизация образования для формирования личностных результатов и как ими грамотно воспользоваться и какие риски для личностного развития ребенка несет в себе цифровизация образования и как их минимизировать? Раскрыты возможности цифровых технологий в организации совместной деятельности и общения педагогов и школьников; в поддержке саморазвития личности школьника; в личностно развивающей деятельности классного руководителя; в профориентации школьников. Также охарактеризованы риски использования цифровых технологий в данных областях.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты легли в основу разработки научно-методических рекомендаций для педагогов образовательных организаций о возможностях и рисках использования цифровых технологий в развитии личности школьника.

Модель развития информационных ресурсов высшей школы в условиях цифровой трансформации. Коллектив разработчиков под руководством академиков РАО М.Л. Левицкого и В.В.  Гриншкуна.

В ходе исследования определены направления, характеристики и перспективы развития дидактики в условиях массовой цифровизации российских вузов: совершенствование методов обучения, предусматривающих телекоммуникационное взаимодействие участников образовательного процесса, использование онлайн-микрокурсов, расширение самостоятельного и «перевернутого» обучения, привлечение мировых источников информации на разных языках, цифровых ресурсов, несводимых к бумажным изданиям, опора на личные цифровые устройства обучающихся, использование ресурсов цифровых образовательных коллекций, расширение базы для лабораторно-практических занятий за счёт технологий новой индустриальной революции, повышение взаимообмена цифровыми ресурсами между разными вузами, развитие целей и содержания обучения с учётом внешних факторов цифровизации общества, а не цифровых ресурсов, появляющихся в системе высшего образования. Разработана многокомпонентная модель, описывающая аспекты развития информатизонных ресурсов высшей школы в условиях цифровой трансформации. В модели систематизированы четыре группы естественных областей потребности систем обучения в использовании цифровых ресурсов, соответствие ресурса которым, как правило, приводит к повышению эффективности дидактики. Модель содержит критерии классификации цифровых ресурсов (по степени влияния на эффективность средств и методов обучения, по привязке к разным методам и формам обучения, по дидактическому предназначению). Частью модели являются компоненты возможной цифровой образовательной среды вуза, которая предусматривает унификацию и интеграцию цифровых ресурсов, используемых в учебной, внеучебной, контрольно-измерительной, научно-методической и организационно-управленческой деятельности образовательных организаций. Предложены способы унификации и интеграции цифровых ресурсов, в частности, выработаны критерии и подходы, благодаря которым из таких ресурсов можно компоновать востребованные коллекции и Интернет-порталы (удовлетворяют критериям качества, апробированы, не эквивалентны бумажным изданиям, отвечают выявленным потребностям систем обучения, предусматривают общение). Применение модели и других положений позволит повысить эффективность и универсальность подготовки преподавателей вузов, большинство из которых не владеют простейшими приёмами анализа имеющихся цифровых ресурсов, не осуществляют их отбор с учётом потребностей систем обучения конкретным дисциплинам. Компоненты модели и критерии являются значимыми для разработчиков цифровых ресурсов и составителей коллекций таких ресурсов для высшей школы.

Разработка теоретических и практических основ проведения воспитательной работы в высших учебных заведениях в современных условиях. Коллектив разработчиков под руководством академика РАО Н.Л. Селивановой.

Новизна проведенного исследования связана с разработкой теоретических и практических основ организации и осуществления воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования. Они включают в себя:

– определение методологического инварианта, представляющие исходные основания для организации воспитательной работы в вузах страны;

– учет особенностей взросления современной молодежи;

– опора на фундаментальные исследования в области воспитания с целью выбора: а) сущности явления, разделяемой субъектами воспитания; б) уровня реализуемой практики;

– обеспечение сочетания национальных, профессиональных и личных ценностей субъектов воспитания;

– инициирование и обеспечение насыщенной жизнедеятельности и личностно-профессиональной коммуникации в пространстве вуза;

– трансформация среды вуза в воспитательную среду, пространства вуза – в воспитательное пространство.

Проведенное исследование показало, что сегодня затруднена централизация теоретических установок, их реальное принятие и реализация. В этой связи в последние годы активизировались три сценария:

– принятие ведомственных установок в сфере воспитания, задающих ценностный ряд, содержание, организационную структуру воспитательной работы (фиксируется, прежде всего, в практике военных вузов);

– удержание уже созданных собственных систем воспитания (реже – воспитательных систем) в том варианте, который понятен и удобен конкретному вузу, не противоречит их организационной культуре, профессиональному своеобразию и традициям; воспитательная работа при этом также имеет очевидное своеобразие;

– спонтанное реагирование на «сигналы» вышестоящих управленческих структур как тренд воспитательной работы, что сводит ее к набору мероприятий в соответствии с официальным событийным календарем, традициями вуза и регулярными требованиями, запросами, рекомендациями извне.

Понимание этих сценариев имеет практическое значение для определения каждым вузом на какие теоретические установки в воспитательном процессе они ориентируются.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что опираясь на системные характеристики концепций, программ, практик воспитания, воспитательной деятельности и воспитательной работы в высших учебных заведениях Российской Федерации в современных условиях были разработаны: Примерная программа воспитания в высшей школе; методические рекомендации по проектированию рабочих программ воспитания на основании Примерной программы воспитания; методические рекомендации для руководства вузов и профессорско-преподавательского состава по организации и реализации воспитательной работы со студентами и сотрудниками и программа повышения квалификации для преподавателей вузов по проблеме совершенствования воспитательной работы.

Работа Отделения в 2023 году

Членами Отделения в 2023 году выполнен значительный объём исследований и разработок, имеющих непосредственное отношение к его научной тематике и входящих в Национальные проекты, Федеральные программы, Республиканские (региональные) целевые программы, проекты РФФИ и РГНФ, государственные задания Министерства образования и науки и Министерства просвещения РФ.

Отделения в отчетном году были руководителями и разработчиками исследовательских проектов, в частности:

Академик РАО Гриншкун В.В.

 – «Фундаментальные основы применения иерархических структур в работе с большими данными для построения индивидуальных образовательных траекторий с учетом личностных особенностей школьников»;

– «Педагогическая система профессиональной переподготовки и повышения квалификации учителей к работе в условиях информатизации общего и дополнительного образования детей» (коллективу авторов исследования под руководством академика РАО В.В. Гриншкуна присуждена Премия Правительства Российской Федерации в области образования за 2023год);

Академик РАО Иванова С. В.

– Научно-методическое и экспертное обеспечение систематизации научных исследований в сфере детства и организация представления их практико-ориентированных результатов профессиональному сообществу.

Академик РАО Сериков В.В., чл.-корр. РАО Гукаленко О.В.

 – «Научно-педагогический анализ реализации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Российской Федерации»;

Академик РАО Семенов А.Л.

Майская школа «Сириус» (руководитель и соорганизатор школы)

Академик РАО Селиванова Н.Л.

 – «Научно-методическое обеспечение подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в школе»

 – «Разработка теоретических и практических основ проведения воспитательной работы в высших учебных заведениях в современных условиях»;

Академик РАО Сергеев Н.К.

 – «Разработка сетевой национальной модели научного взаимодействия педагогических вузов в сфере развития практик общего образования»;

Член-корреспондент РАО А.М. Коротков

– «Методика программного управления взаимодействием педагогического вуза и региональной системы образования».

По инициативе и непосредственном участии членов Отделения подготовлена и издана (по решению редакционно-издательского совета РАО) коллективная монография (под редакцией академиков РАО Борисенкова В.П. и Левицкого М.Л.) «Ценностные основы развития российского образования» со вступительным словом президента РАО, академика РАО О.Ю. Васильевой. Монография, авторами которой являются более 70 членов Академии и представителей педагогической науки и практики, посвящена результатам исследований актуальных задач, поставленных перед академическим сообществом в Год педагога и наставника и вытекающим из Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей».

Совместно с Общероссийской общественной Малой академией наук «Интеллект будущего» разработан специальный сайт «НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ», который является информационным ядром инновационно-образовательной системы научных объединений учащихся (НОУ), объединяемой цифровой платформой.

Основной функционал платформы – накопление и систематизация информации о результатах деятельности и эффективных методических решениях научных объединений учащихся, действующих в различных регионах России в течение многих лет, ученых и педагогах-кураторах, выпускниках, традициях объединений. Это обеспечивает высокий воспитательный эффект работы с юными исследователями.

Целевая аудитория пользователей платформы: педагоги, наставники, руководители научных объединений учащихся, иные специалисты, организующие исследовательскую и проектную деятельность учащихся школьного возраста, а также студентов колледжей и техникумов.

Научно-методическая информация, размещённая в разделах платформы, значима также для родителей, которые хотят приобщить своих детей к юношескому исследовательскому движению, что особенно актуально в связи с тем, что 2024 год посвящен семье.

 

Члены Отделения продолжали исследования по теме «Разработка теоретических и практических основ инновационного развития высшего образования и дидактики высшей школы в условиях цифровой трансформации».

Представлены дидактические описания решения проблем, возникающих в образовательном процессе вузов в условиях цифровой трансформации высшего образования. Описание дидактических решений осуществлено по единой схеме, в которую входит постановка проблемы, которую решает данная инновация, ценностно-целевой компонент, содержание образования, формы, методы, средства обучения. Рассматриваются дидактические инновации, охватывающие процесс обучения в целом, а также отдельные его компоненты.

На основе полученных данных и результатов других исследований в данной области сделаны выводы о направлениях разработки новых дидактических решений, отражающих ценностно-смысловые доминанты процесса обучения в условиях цифровизации.

По итогам исследования подготовлен и издан сборник научно-методических рекомендаций и дидактических решений (Под ред. М.Л. Левицкого, И.М. Осмоловской, И.Ю. Тархановой. -Ярославль, РИО ЯГПУ, 2023), которые могут представлять интерес для преподавателей вузов разных профилей и обладают широким потенциалом внедрения.Подготовлена статья «Новые дидактические решения в условиях цифровой трансформации высшего образования» (авторы: Левицкий М.Л., Осмоловская И. М., Тарханова И.Ю.).

Сдан и размещен на сайте РФФИ итоговый отчет по гранту «Фундаментальные основы трансформации содержания и методов общего образования в результате использования учащимися технологии дополненной виртуальности (на примере обучения информатике)» (руководитель М.Л. Левицкий). По итогам гранта издана серия монографий в количестве 6 шт.

Члены Отделения продолжали развивать партнерские отношения с органами власти, российскими и зарубежными и научными образовательными организациями

Перспективные направления деятельности Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО на 2024 год

Основными направлениями научной и научно-организационной деятельности в 2024 году и на среднесрочную перспективу является проведение и координация исследований в области наук об образовании в предметной сфере работы Отделения, экспертиза полученных здесь результатов, анализ состояния исследований в области наук об образовании.

Одним из приоритетных направлений деятельности Отделения в 2024 году является координация располагаемых ресурсов на выполнение задач, поставленных в Национальных проектах «Образование», «Цифровая экономика», Федеральной программе «Кадры для цифровой экономики» в части применения цифровых технологий в сфере образования и экспертизе получаемых здесь результатов.

Члены Отделения примут участие в решении задач, определяемых стратегией Года Семьи, а также поставленных в «Программе фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы)» в части тематики подразделов 5.7.1.» Междисциплинарные исследования современного детства. Тенденции и закономерности развития современного ребенка в условиях цифрового общества» 5.7.5 «Перспективы развития непрерывного педагогического образования; новые теоретические подходы к обновлению содержания и методов педагогической деятельности», 5.7.8. «Проблемы, перспективы и минимизация рисков развития образования в России в условиях использования цифровых технологий» направления науки: 5.7» Науки и образование».

В проект госзадания на 2024 г. включены:

Организация и проведение Балтийского педагогического форума на базе ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» и Калининградского регионального отделения ОДОО МАН «Интеллект будущего.

Организация и проведение Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ учащихся «Юность, наука, культура» на базе Общероссийской общественной Малой академии наук «Интеллект будущего».

Организация и проведение Всероссийского форума «Образование: взгляд в будущее» на базе Общероссийской общественной Малой академии наук «Интеллект будущего»

Организация и проведение Круглого стола: «Перспективные направления исследований в сфере воспитания» на базе Научного совета по воспитанию подрастающего поколения.

Организация и проведение Международной научно-практической конференции – XXХVIIсессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки на базеКалужского государственного университета.

Организация и проведение Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Целостный подход к личности и процессу ее формирования: концепции и эффективные технологии в цифровой образовательной среде» на базе Волгоградского социально-педагогического университета.

В раздел «Экспертное сопровождение научной и научно-технической деятельности» включены:

 – Работа на тему: «Дидактика общего образования в условиях цифровой трансформации». (Выявление особенности современной дидактики как науки об обучении. Выявление дефицитов дидактических знаний, обусловленных цифровой трансформацией образования. Установление дидактических проблем, требующих решения в условиях цифровой трансформации образования. Описание новых дидактических решений в области дидактики общего образования.)

 – Работа на тему: «Историко-педагогическая экспертиза инноваций в сфере образования». (Проведение историко-педагогической экспертизы основных направлений развития отечественного общего образования в России 2000-2012 гг.)

Деятельность упомянутых выше Научных советов Отделения будет направлена на анализ результатов исследований коллективов научно-педагогических работников и отдельных специалистов в РФ и за рубежом в рамках таких приоритетных областей как философия образования, методология педагогики, дидактика, сравнительная педагогика, история образования и педагогической науки, экономика образования, а также обмен накопленным здесь опытом и формирование аналитических докладов о развитии российской и мировой науки в соответствующих областях и проведение различных мероприятий.