РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

Ученые и вузовские психологи обсудили исследовательские проекты в интересах развития психологического сопровождения высшего образования

14 ноября 2023 года в библиотеке Российской академии образования состоялась стратегическая сессия «Исследовательские проекты в интересах развития психологического сопровождения высшего образования». Сессия организована Федеральным ресурсным центром психологической службы в системе высшего образования Российской академии образования.

В работе приняли участие директора институтов, деканы факультетов психологии, руководители и специалисты психологических служб Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, Московского государственного психолого-педагогического университета, Северо-Кавказского федерального университета, Московского педагогического государственного университета, Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, Ярославского государственного медицинского университета Минздрава России, Государственного университета просвещения, Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, Российского университета транспорта, Российского университета спорта и др.

С приветственным словом выступила и.о. директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки России Анна Александровна Брайнес, которая отметила важность проведения научных исследований в интересах совершенствования деятельности вузовских психологических служб. Академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии академик РАО Сергей Борисович Малых, приветствуя участников стратегической сессии, отметил необходимость совместной системной работы ученых и специалистов психологических служб по созданию надежных психодиагностических методик и их национальной стандартизации. 

В своем вступительном слове научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования академик РАО Татьяна Николаевна Тихомирова рассказала о научно-методической поддержке Российской академии образования при проведении научных исследований когнитивного, эмоционального и личностного развития студенческой молодежи.

Работа на стратегической сессии велась по двум актуальным направлениям, сформулированным руководителями вузовских психологических служб: организационное сопровождение исследовательских проектов в вузах и методическое обеспечение таких проектов.

Модераторами первого направления выступили: научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования академик РАО Татьяна Николаевна Тихомирова и главный  аналитик Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования Ирина Игоревна Комарова. В ходе работы по этому направлению были затронуты этические вопросы проведения научных исследований, обсуждались проблемы логистики сбора данных с участием студентов, обучения и работы с помощниками, были представлены протоколы проведения исследований в вузе, хранения и современные стандарты представления данных.

Модераторами второго направления выступили: ведущий научный сотрудник Психологического института РАО кандидат психологических наук Виктория Игоревна Исматуллина и заведующий сектором методического обеспечения деятельности психологических служб в системе высшего образования Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО кандидат психологических наук Светлана Валентиновна Мурафа. В ходе работы по этому направлению были представлены апробированные на масштабной российской выборке обучающихся методы измерения целого спектра психологических признаков, связанных с депрессивными, тревожными и агрессивными состояниями, поведенческими и эмоциональными нарушениями. Участники сессии познакомились с понятиями надежности и валидности психодиагностических методик, критериями выбора методики для исследовательской работы со студентами и возможностями статистических программ открытого доступа.

В ходе дискуссии состоялся открытый диалог ученых Российской академии образования и вузовских практических психологов: обозначены наиболее проблемные моменты организации научных исследований, определены актуальные направления и эффективные протоколы организации исследовательских проектов в вузах с различными кадровыми, административными, финансовыми возможностями. Все комментарии, замечания и инициативы участников стратегической сессии зафиксированы и готовятся для дальнейшего детального анализа специалистами Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования Российской академии образования.