Опережающее образование: теория и образовательные практики Урала

Меню раздела

27 апреля в Екатеринбурге Кафедра профессиональной педагогики и психологии РГППУ совместно с  Центром опережающей профессиональной подготовки Свердловской области на базе Уральского колледжа строительства, архитектуры и предпринимательства и Межрегиональным центром  компетенций  при Уральском политехническом колледже при поддержке НЦ РАО РГППУ провели научно-методический семинар-вебинар  «Опережающее образование как парадигма профессионального обучения».

Представители школ и колледжей  Екатеринбурга и Свердловской области, муниципальных методических центров, коммерческих и общественных организаций, научные специалисты, разработчики программ и методик для системы СПО, преподаватели и магистранты РГППУ обсудили вопросы разработки концепции опережающего образования, переход от функционального образования к функциональности образования,  профессиональное опережающее обучение как фактор формирования компетенций будущего и удовлетворения потребностей рынка труда и др.  

С   теоретико-методологическими  основаниями развития концепции опережающего образования в российском педагогическом сообществе участников познакомил Анатолий Валерьевич  Уткин, доктор педагогических наук, профессор, руководитель программы  магистратуры РГППУ .
Валерий Яковлевич  Шевченко, зам. начальника Научно-методического центра «Дворец молодежи», кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации, рассказал о проблемах перехода от функционального образования к функциональности образования.

Отмечена важность развития ресурсного потенциала будущего специалиста, его готовности к   изменениям в профессиональной деятельности и к проектированию собственного профессионального будущего в системе опережающего образования, а также значимость становления новых организационных контуров, обеспечивающих взаимодействие различных  сообществ в единой экосистеме образования. Ведущая роль в этом процессе будет принадлежать педагогам и развитию инновационных образовательных практик в организациях.

Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) Свердловской области представил практики опережающего образования в регионе. Руководитель ЦОПП Вера  Александровна Лихачева обратила внимание участников на действенный механизм опережающего реагирования системы СПО на запросы рынка труда. «Синхронизация потребностей рынка труда Свердловской области и возможностей системы СПО с наибольшей эффективностью и отдачей возможна через единое информационное поле, созданное ЦОПП, через цифровую платформу как инструмент информационного обеспечения работы ЦОПП, колледжей, техникумов и предприятий реального сектора экономики», – сказала В.А. Лихачева.

Заместитель руководителя ЦОПП Екатерина Николаевна  Бурганова рассказала о специфике подходов ЦОПП к комплексной профориентации граждан Свердловской области: «Нам нужна многоуровневая комплексная и всевозрастная система профессиональной ориентации и профессионального самоопределения граждан».  В основе подхода ЦОПП к профориентации граждан, в частности, проведению регионального проекта «Профстарт», лежат принципы опережения и непрерывного профессионального самоопределения  человека. В результате получены такие уникальные информационно-образовательные продукты, как «Атлас инклюзивного будущего», являющийся инструментом профессионального самоопределения и профессиональной помощи каждому обучающемуся, включая лица с ограниченными возможностями здоровья.

Александр Викторович Малыш, зав. отделением учебно-практической подготовки обучающихся Уральского политехнического колледжа – Межрегионального центра компетенций,  представил особенности конкурсов профессионального мастерства как инструментов опережающего образования. Он подчеркнул, что опережающее образование является важнейшей парадигмой профессионального образования, требующей пересмотра многих сложившихся стереотипов. Конкурсы профессионального мастерства способствуют аккумуляции, демонстрации,  тиражированию и встраиванию в образовательный процесс стандартов, технологий и  форм опережающей подготовки.

В РГППУ совместно  с организациями-партнерами  реализуется проект опережающей подготовки в рамках магистерской программы «Профессионально-педагогические технологии».