РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

В РАО обсудили Психологическое сопровождение и помощь детям-сиротам в системе высшего образования

1 декабря 2023 г. в Российской академии образования состоялась IX Стратегическая сессия «Психологическое сопровождение и помощь детям-сиротам в системе высшего образования», реализуемая в рамках цикла образовательных мероприятий Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО.

В мероприятии приняли участие психологи, педагоги-психологи (психологи в сфере образования), сотрудники психологических служб в системе высшего образования, руководители центров помощи детям, центров поддержки семьи, сотрудники общественных организаций, административно-управленческие работники образовательных организаций высшего образования из различных регионов Российской Федерации, а также руководители и сотрудники подразделений Российской академии образования.

Участников встречи приветствовал и.о. вице-президента Российской академии образования, академик РАО, доктор психологических наук Виктор Стефанович Басюк. В своем выступлении Виктор Стефанович подчеркнул важные этапы и направления работы по развитию Федерального ресурсного центра РАО за текущий год, реализованные задачи по развитию психологических служб вузов. Особо отметив актуальность темы последней стратегической сессии в 2023 г., необходимости профессиональных действий специалистов психологических служб по сопровождению детей-сирот в системе высшего образования до полных возможностей профессиональной социальной реализации.

Выступая с приветственным словом к участникам Брайнес Анна Александровна, заместитель директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации сказала о необходимости проведения и в следующем году образовательных мероприятий ФРЦ РАО по важным, ключевым вопросам с которыми сталкиваются специалисты психологических служб вузов для их дальнейшего профессионального изучения, нахождения совместных профессиональных путей решений. Особо подчеркнута методическая работа ФРЦ РАО за текущий год и значимость подготовленных методических рекомендаций для специалистов психологических служб вузов.

Бессонов Алексей Александрович, ректор Московской академии Следственного комитета Российской Федерации, полковник юстиции, доктор юридических наук в своем выступлении рассказал об опыте Академии, в которой с 2019 года реализуется программа, направленная на поддержку детей, которые столкнулись с трудной жизненной ситуацией. В настоящее время в Академии обучается 188 таких студентов, что составляет 30% от общего числа обучающихся. Психологическое сопровождение распространяется на обучающихся Академии не только в период получения ими высшего образования, но и в первый год их службы. Академия стремится открыть больше путей для самореализации подрастающего поколения, чтобы обучающиеся брали на себя ответственность, участвовали в развитии нашей страны.

Сарбалаев Альберт Маратович, председатель Всероссийской организации Содружество выпускников детских домов «Дети всей страны» поделился практическим опытом Содружества по реализации комплексных программ, направленных на социализацию и социальную адаптацию воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В числе успешно реализованных мероприятии всероссийские форумы выпускников детских домов «Мы нужны друг другу» (2019, 2021, 2022 гг.), окружные семинары-совещания, всероссийские просветительские и социально-значимые акции, фестивали, конкурсы. Благодаря совместной работе с федеральными ведомствами, подписаны соглашения о сотрудничестве, общая численность благополучателей составила более 250.000 человек.

Байер Елена Александровна, заведующий кафедрой социальной педагогики «Донской государственный технический университет», директор ГКУСО РО «Азовский центр помощи детям», доктор педагогических наук рассказала о подготовке специалистов в Донском государственном техническом университете с 2019 г. на кафедре «Социальная педагогика». Подчеркнув необходимость готовить таких специалистов, которые будут востребованы в различных социальных сферах, и при помощи новых педагогических технологий смогут взрастить и воспитать морально устойчивых, ответственных, высоконравственных молодых граждан нашей страны. Правильно подготовленные кадры и используемые технологии позволят преобразовывать детей-сирот не только в ответственных родителей, но и благодарных государству граждан, готовых наращивать надежную социальную платформу современного российского общества.

«Азовский центр помощи детям», которым руководит Елена Александровна является федеральной экспериментальной площадкой РАО по теме «Моделирование деятельности учреждений государственной поддержки детства по укреплению института семьи на основе сетевого взаимодействия с психолого-педагогическим факультетом вуза».

Ведущим сессии выступила Асмаковец Елена Сергеевна – заведующий сектором координации и мониторинга деятельности психологических служб Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, кандидат психологических наук.

Стратегическая сессия проводилась по трем тематическим направлениям под руководством модераторов:

  1. Проектирование персональной модели развития профессиональной жизнестойкости специалиста в области социального сиротства

(модераторы: Байер Елена Александровназаведующий кафедрой социальной педагогики «Донской государственный технический университет», директор ГКУСО РО «Азовский центр помощи детям», доктор педагогических наук; Мурафа Светлана Валентиновна – заведующий сектором методического обеспечения деятельности психологических служб в системе высшего образования Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, кандидат психологических наук.

  1. Технологии профилактики социальных рисков в системе образования и нормативные правовые аспекты психологического сопровождения детей-сирот в системе высшего образования

(модераторы: Горина Анастасия Львовнакоординатор проектов Федерации психологов образования, соруководитель проекта «Экосистема детства» МГППУ; Хайрова Зульфия Рафиковна – заведующий сектором координации и мониторинга деятельности психологических служб Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, кандидат психологических наук).

  1. Внутривузовское сопровождение при оказании психологической помощи детям-сиротам в системе высшего образования

(модераторы: Асмаковец Елена Сергеевна – заведующий сектором психологического консультирования, супервизии и кадровой поддержки Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, кандидат психологических наук; Зайцева Ольга Валерьевназаместитель директора БУ ОО «Центр поддержки семьи», Омская область).

Работу Стратегической сессии завершил круглый стол, где участники обсудили итоги работы в группах. В ходе дискуссии обсудили актуальные практические вопросы, опыт сопровождения детей-сирот в системе высшего образования, рассмотрели направления работы специалистов психологической службы вуза при оказании психологической помощи и сопровождения детей-сирот в системе высшего образования. Намечены пути по дальнейшему совершенствованию сопровождения детей-сирот в системе высшего образования и необходимость выработки соответствующего алгоритма психологического сопровождения для специалистов психологических служб.