Ученые обсудили эволюцию теории и практики современного образования

Меню раздела

16 февраля 2023 г. открыл свою работу XII Международный Педагогический Форум «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы».

Международный Педагогический Форум проводится в двенадцатый раз кафедрой психологии и социальной педагогики и Самарским научным центром РАО на базе Самарского государственного социально-педагогического университета.

Ученые и специалисты из ближнего и дальнего зарубежья, педагоги из различных регионов России обсудили проблемы, значимые для педагогического сообщества, а также представленные научные разработки детей дошкольного и школьного возраста.

На открытии Форума выступили исполняющий обязанности ректора «СГСПУ», кандидат культурологии Светлана Юрьевна Бакулина и депутат Думы городского округа Самара, заместитель председателя Общественного совета по вопросам образования при Главе городского округа Самара Вячеслав Сергеевич Звягинцев.

«Задача Года педагога и наставника – не только привлечь внимание к этой профессии и воздать должное уважение нашим учителям и наставникам, но и повысить интерес молодежи к педагогике, привлечь в педагогические вузы творческих, способных, активных абитуриентов, которые после окончания вуза придут работать в школы. Год педагога и наставника, безусловно, должен не только сохранить и приумножить лучшие традиции, которые были в Советском союзе и есть сейчас в России, но обрести новые традиции», – отметил заместитель руководителя Центра развития образования РАО Эммануил Робертович Баграмян.

Участие в Форуме также приняли:

Бетеня Елена Петровна, проректор по учебной работе Минского государственного лингвистического университета, кандидат филологических наук;

Гаврилова Ольга Николаевна, председатель, заместитель декана по воспитательной работе факультета межкультурных коммуникаций Минского государственного лингвистического университета;

Раджен Чаттерджи, Директор международного департамента Университета Альянса, Бангалор, Индия;

Фролова Мария, директор школы языковой подготовки и коммуникации «SquirrLE».

В рамках Форума состоялось награждение победителей областного конкурса исследовательских проектов учащихся начальных классов «Мы сами открываем чудеса».

На пленарном заседании выступили:

Позднякова Оксана Константиновна, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «СГСПУ»;

Куриленко Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и технологии социальной работы ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»;

Жудро Михаил Михайлович, ректор Могилевского государственного областного института развития образования, кандидат экономических наук;

Сухан Юлия Сергеевна, начальник центра развития регионального образования Могилевского государственного областного института развития образования;

Селезнева Светлана Васильевна, начальник отдела организаторов образования и педагогического процесса Могилевского государственного областного института развития образования;

Захватова Екатерина Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент Религиозной организации – духовная образовательная организация высшего образования «Свято-Алексеевская Иваново-Вознесенская Православная духовная семинария Иваново-Вознесенской Епархии Русской Православной Церкви»;

Васильев Александр Николаевич, секретарь методического совета Центра военно-патриотического воспитания молодёжи «АВАНГАРД» (г. Москва);

Фролова Ирина Сергеевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ Школа № 8 г.о. Самара.

Проведены дискуссионные площадки: «Современное образовательное пространство: традиции и инновации», «Воспитание и развитие детей школьного возраста», «Современное дошкольное образование: теория и практика».

Дети дошкольного и школьного возраста представили научные разработки в МАДОУ «Детский сад № 385» г.о. Самара, заведующий Павловская О.Н. (секция: «Самые первые открытия») и МБОУ «Школа №12 имени Героя Советского Союза Ф.М. Сафонова» г.о. Самара, директор Горячева Е.В. (секции: «Познавательно-исследовательская деятельность», «Радуга открытий», «Этот увлекательный мир»).

«Можно с уверенностью сказать, что наш форум стал по-настоящему востребованной площадкой для общения активных, талантливых искренне увлечённых педагогов, профессионалов своего дела. В работе Форума воплощен очень важный принцип «Не для детей, а вместе с ними», – подчеркнула Светлана Александровна Севенюк, заведующий кафедрой психологии и социальной педагогики, руководитель Самарского научного центра РАО на базе «СГСПУ».

По словам ученых, основной приоритет государственной политики заключается в идее непрерывного образования, смыслом которой становится обеспечение постоянного творческого развития каждого человека на протяжении всей жизни, обновления знаний и совершенствования навыков.

Предпосылкой успешной жизнедеятельности в современных условиях является комплекс самообразовательных возможностей, основы которого закладываются в системе дополнительного образования: обучение и воспитание в сотрудничестве, разноуровневое и разновозрастное обучение, проектная деятельность, учебные телекоммуникационные проекты, дистанционное образование и все остальное многообразие, постоянно рождающееся в повседневной практике. Опыт реализации воспитательного потенциала в системе дополнительного образования детей и подростков представлен на научно-практическом семинаре «Современные проблемы развития дополнительного образования детей в контексте идей непрерывного образования» в ГБОУ ДО СО «Самарский Дворец детского и юношеского творчества», директор Бодрова Т.Е.

В рамках третьего дня работы Форума состоялся Образовательный Квест для учащихся 10–11 классов общеобразовательных организаций г.о. Самара и Самарской области, интересующихся профессиями сферы человек-человек в дистанционном формате «Как найти свое призвание».

По итогам Форума сделаны выводы о необходимости продолжения изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта, направленного на повышение эффективности, качества и доступности современного российского педагогического образования, совершенствование его форм и содержания; организации диалога со СМИ в части усиления позитивной поддержки норм и идеалов жизни, соответствующих традиционным духовно-нравственным ценностям народов России, российского общества, повышения требований к культуре разговорной и письменной речи в учреждениях и организациях; использовать возможностей сетевого взаимодействия образовательных организаций с заинтересованными общественными, государственными и негосударственными организациями и ведомствами субъектов Российской Федерации, а также в рамках международного сотрудничества; применение совместной работы участников Форума в определении новых подходов к решению проблем и задач педагогического образования; проведения XIII Международного Педагогического Форума «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы» в 2024 году.

Материал подготовлен организационным комитетом Форума