Ученые обсудили новый формат профессионально-педагогического образования

Меню раздела

8-9 декабря в РГППУ состоялся Всероссийский научно-образовательный форум «Профессионально-педагогическое образование в современной России: переход к новому формату кадрового обеспечения», приуроченный к началу Десятилетия науки и технологий. Участие в Форуме приняли более 130 ученых из 12 регионов России и Республики Беларусь.

В рамках пленарной сессии представлены доклады ученых, педагогов, специалистов сферы производства, управления персоналом и подготовки кадров.  Петр Федорович Кубрушко, член-корреспондент РАО, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Российского государственного аграрного университета им. К.А. Тимирязева, рассказал о профессионально-педагогическом образовании, его современном состоянии и проблемах. Петр Федорович отметил, что цифровизация меняет условия труда. По прогнозам, искусственный интеллект сможет заменить многие виды деятельности в сфере финансов, юриспруденции, медицины. Исчезновение 30% профессий неизбежно повлечет быструю смену квалификационных требований, необходимость приобретения новых знаний.

«Меняются инструменты реализации системы среднего профессионального образования, но концепция остается той же: СПО — это межотраслевая интеграция педагогической и отраслевой составляющих. Важно вместе работать в этом направлении, создавать учебно-методические центры, помогающие управлять процессом. Это позволит формировать команды специалистов, которые будут помогать разрабатывать те или иные методические решения», — подчеркнул П.Ф. Кубрушко.

Директор научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХиГС Владимир Игоревич Блинов представил доклад на тему «Педагог профессионального образования: личность и компетентность». В своем выступлении он подчеркнул, что педагоги СПО работают на стыке двух сфер: трудового воспитания и личностного развития. «Роль преподавателя заключается не только в том, чтобы вывести специалиста на рынок труда, но и дать ученику возможность развиваться умственно и нравственно. Помимо этого, педагогу нужно иметь профессиональную квалификацию: он должен быть не просто преподавателем, но и профессионалом в своей сфере. Нам необходимо сообща выработать стандарты педагогов профессионального образования, так как воспитать в обучающемся достойную личность может только педагог, сам являющийся такой личностью», — отметил Владимир Игоревич.

Алексей Александрович Дробыш, канд. техн. наук, декан инженерно-педагогического факультета Белорусского национального технического университета, рассказал о развитии в Республике Беларусь национальной системы подготовки инженерно-педагогических кадров.

«В нашей стране была введена новая специализация «инженерно-педагогическая деятельность», обеспечивающая подготовку бакалавров квалификации «инженер-педагог». Такое решение обусловлено концепцией развития системы образования республики Беларусь до 2030 года. В планах — внедрение в систему профессиональных стандартов инженерно-педагогической деятельности, расширение практик обучения учащихся на рабочих местах, повышение системы переподготовки специалистов для сферы образования», — сообщил Алексей Анатольевич. В ходе дискуссии участники обсудили возможность сотрудничества вузов России и Беларуси в части обмена методологическими наработками.

Работа Форума продолжилась на площадке технопарка универсальных педагогических компетенций РГППУ.  Участники обсудили вопросы развития профессионально-педагогического и профессионального образования в изменяющихся условиях, онлайн-образование в трансформирующейся среде, профессиональное развитие педагога среднего профессионального образования.

9 декабря состоялась сессия Научного центра Российской академии образования на базе РГППУ. Обсуждены подходы к согласованию перспектив научно-исследовательской и научно-образовательной деятельности ученых Урала с научной повесткой Российской академии образования, а также направления инновационных исследований НЦ РАО РГППУ. В рамках научной сессии обсуждены доклады:

 «Стратегические ориентиры модернизации профессионально-педагогического образования: переход к новым форматам кадрового обеспечения» (Дубицкий В. В., и.о. ректора РГППУ, руководитель НЦ РАО РГППУ)

 «Инженерное мышление: векторы развития в контексте трансформации научной картины мира» (Андрюхина Л. М., д-р филос. наук, профессор, ученый секретарь НЦ РАО РГППУ; Гузанов Б. Н.,  доктор технических наук, профессор, зав  кафедрой инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии РГППУ; Анахов С. В., канд. физико-мат. наук, доцент,  зав. каф. кафедрой математических и естественнонаучных диcциплин РГППУ) 

 «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения личности» (Зеер Э. Ф., научный руководитель НЦ РАО РГППУ, чл.-корр. РАО).

«РГППУ будет тем вузом, который примет участие в разработке программ для системы среднего профессионального образования. Наша задача — сообща разработать требования к квалификациям педагогов, чтобы в вузах, колледжах, технопарках детей встречали мудрые наставники. Не стоит забывать, что педагогика — это работа с будущим», – подчеркнул Владимир Игоревич Блинов. По итогам Форума выделены направления сотрудничества по реализации задач развития профессионально-педагогического образования.   

  Тематический выпуск журнала «Профессиональное образование и рынок труда»