Ученые обсудили инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве

Меню раздела

5 ноября 2022 года в партнерстве с Российской академией образования, Ассоциацией инклюзивных вузов России, Ассоциацияей ведущих университетов России, Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) состоялся VII Международный интернет-симпозиум «Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве». В работе Симпозиума приняли участие ученые Ариэльского университета (Израиль), Университета Западной Македонии (Греция), Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка (Республика Беларусь), а также представители ведущих вузов Российской Федерации.

Работу Интернет-симпозиума открыла заместитель проректора по образовательной деятельности Мезенцева Оксана Станиславовна, директор СК РНЦ РАО Палиева Надежда Андреевна. Отмечено, что Интернет-симпозиум стал уникальной дискуссионной площадкой для презентации результатов прорывных исследований, обмена российскими и зарубежными знаниями и опытом, а также обсуждения актуальных проблем и тенденций в области инклюзивного образования, которое является одним из важнейших приоритетов деятельности СКФУ.

Лазуренко Светлана Борисовна, руководитель Центра развития инклюзивного образования РАО, член-корреспондент РАО, подчеркнула важность темы Интернет-симпозиума, направленность которой показывает значимость развития всей системы образования.

В работе пленарного заседания Интернет-симпозиума в дистанционном формате приняли участие ученые Московского государственного психолого-педагогического университета, НИУ «Высшая школа экономики», Сибирского федерального университета, Казанского (Приволжского) федерального университета, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова», Российского государственного социального университета, Тюменского государственного университета и других образовательных организаций высшего, среднего профессионального и общего образования Российской Федерации.

На пленарном заседании с докладами выступили:

Ницца Давидович, профессор Ариэльского университета, г. Ариэль, Израиль: «Возвращение в академический кампус после пандемии Covid-19: восприятие студентами с инвалидностью академического преподавания и обучения»;

Саитгалиева Гузель Газимовна, директор РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ МГППУ, исполнительный директор Ассоциации инклюзивных вузов (г. Москва. Россия): «Волонтерство как ресурс развития инклюзивной культуры в педагогических вузах»;

Лисовская Татьяна Викторовна, профессор кафедры специальной педагогики Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка, (г. Минск, Республика Беларусь): «Новое содержание образования на завершающем этапе обучения лиц с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью»;

Рудакова Наталья Дмитриевна, директор Центра инклюзивного образования УрФУ им. Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург, Россия): «Адаптационный онлайн модуль для лиц с ограниченными возможностями здоровья»;

Романенкова Дарья Феликсовна, начальник РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ЧелГУ (г. Челябинск, Россия): «30 лет инклюзивному образованию в Челябинском государственном университете и на Южном Урале: история и современность»;

Васина Вероника Викторовна, доцент кафедры психологии и педагогики специального образования КФУ (г. Казань, Россия): «Детекция прогностической способности у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра в инклюзивном пространстве»;

Чистохина Анна Валерьевна, доцент кафедры общей и социальной педагогики СФУ (г. Красноярск, Россия): «Инклюзия: широкая рамка, позволяющая удержать суть процесса»;

Денисова Ольга Александровна, заведующий кафедрой дефектологического образования, директор РУМЦ СЗФО, Леханова Ольга Леонидовна, доцент, заместитель директора РУМЦ СЗФО, Поникарова Валентина Николаевна, доцент Череповецкий государственный университет, (г. Череповец, Россия): «Технологии формирования инклюзивной культуры педагогов».

Далее состоялась работа международных мастер-классов кандидата педагогических наук, учителя-логопеда Греческой специальной школы (г. Козани, Греция) Ярошевич Натальи Олеговны на тему «Применение вибрационного массажа в практике логопедической помощи детям с расстройствами аутистического спектра» и Андреопулу Атанасии, профессора факультета специального образования, социальных и гуманитарных наук Департамента начального образования Университета Западной Македонии (г. Флорина, Греция) на тему «Использование полисенсорного метода в процессе формирования навыков чтения и письма у детей со сложными речевыми расстройствами (на примере расстройств аутистического спектра)», которые имели практико-ориентированных характер и вызвали живой интерес участников мероприятия.

Также в рамках Интернет-симпозиума проведены секционные заседания.

На секции «Комплексная абилитация и реабилитация детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья» (модератор Эм Елена Александровна, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики, ведущий научный сотрудник РУМЦ СКФУ) обсуждались вопросы организации предоставления услуг ранней помощи с учетом возможностей учреждений социального обслуживания населения г. Санкт-Петербурга и роль межведомственного взаимодействия при предоставлении услуг ранней помощи (докладчик Ковалёва Вера Ильинична, заведующий отделением раннего вмешательства для детей в возрасте до 3 лет, психолог СПб ГБУ СОН «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Калининского района» (г. Санкт-Петербург, Россия)); реализации модели семейно-ориентированной помощи детям раннего возраста с ОВЗ и их семьям (докладчик Слюсарева Елена Сергеевна, доцент кафедры психофизиологии и безопасности жизнедеятельности СГПИ); специфики оказания логопедической помощи в условиях перинатального центра (докладчик Бирюкова Татьяна Николаевна, учитель-логопед, ГБУЗ СК «Ставропольский краевой клинический перинатальный центр №1» (г. Ставрополь, Россия); причин возникновения и критериев диагностики расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста (докладчик Абраменко Светлана Леонидовна, медицинский психолог, ГБУЗ СК «Ставропольский краевой клинический перинатальный центр №1» (г. Ставрополь, Россия); технологии ранней помощи и ее возможности в защите семей (докладчик Денисова Светлана Владимировна, руководитель Службы ранней помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии ГБОУ «Краевой психологический центр» (г. Ставрополь, Россия).

Работа секции «Совершенствование подготовки и повышения квалификации специалистов, реализующих инклюзивный подход в образовании» (модератор Козловская Галина Юрьевна, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики, главный специалист по координации деятельности РУМЦ СКФУ (г. Ставрополь, Россия)) была посвящена обсуждению следующих вопросов: «Проектирование траектории непрерывной профессиональной подготовки специалистов, реализующих инклюзивный подход в образовании» (докладчик Борозинец Наталья Михайловна, заведующий кафедрой коррекционной психологии и педагогики, психолого-педагогического факультета, директор РУМЦ (г. Ставрополь, Россия); «Особенности сопровождения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в медицинском вузе» (докладчик Горбунова Валентина Васильевна, руководитель центра инклюзивного образования CтГМУ Минздрава России (г. Ставрополь, Россия); «Подготовка педагогических кадров для преподавания курса «Безопасность жизнедеятельности» обучающимся с ограниченными возможностями жизнедеятельности» (докладчик Строй Галина Владимировна, доцент кафедры психофизиологии и безопасности жизнедеятельности СГПИ (г. Ставрополь, Россия); «Самосохранительное поведение педагога в кризисных ситуациях при работе с обучающимися с тяжелыми множественными нарушениями и расстройствами аутистического спектра» (докладчик Браккер Елена Леонидовна, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики СКФУ (г. Ставрополь, Россия); «Ресурсы учебной лаборатории по логопедии в научно-образовательном процессе подготовки педагогов для лиц с ОВЗ» (докладчик Шеховцова Татьяна Сергеевна, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики СКФУ (г. Ставрополь, Россия); «Внедрение технологии «Service Learning» в программы обучения студентов направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (докладчик Феофанов Василий Николаевич, руководитель основных профессиональных образовательных программ «Специальное (дефектологическое) образование», кафедра современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков РГСУ (г. Москва, Россия).

Также в рамках Интернет симпозиума состоялось заседание совета сетевой образовательной программы (СОП) 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность/профиль «Обучение и реабилитация детей с расстройствами аутистического спектра», на котором был утвержден план работы СОП и состоялась презентация обменных модулей вузов-партнеров СОП. Модуль «Технологии работы с лицами с расстройствами аутистического спектра на основе поведенческой терапии» представила Козловская Галина Юрьевна, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики, (г. Ставрополь, Россия), модуль «Технологии тьюторского сопровождения и социокультурной реабилитации лиц с расстройствами аутистического спектра»  представлен Тимченко Екатериной Сергеевной, доцентом кафедры инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации ЮФУ (г. Ставрополь, Россия) и представление обменного модуля «Использование денверской модели раннего вмешательства в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра» дано Рамоновой Аленой Александровной, заведующей кафедрой инклюзивного образования СОГУ им. К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ, Россия).

В заключение Наталья Михайловна Борозинец, заведующий кафедрой коррекционной психологии и педагогики, директор РУМЦ СКФУ отметила актуальность и необходимость дальнейшей работы по исследованию инклюзивных процессов в образовании. Подводя итоги работы пленарного заседания, Наталья Борозинец предложила способствовать продвижению дискуссионной площадки для презентации результатов прорывных исследований, обмена российскими и зарубежными знаниями и опытом, а также обсуждения актуальных проблем и тенденций в области инклюзивного образования; развивать социальное партнёрство с образовательными организациями, реализующими инклюзивную практику.

Оргкомитет Интернет-симпозиума выражает благодарность всем участникам и надеется на дальнейшее взаимодействие.