10 марта состоялся круглый стол «Перспективы развития инженерного мышления и образования», организованный Научным центром Российской академии образования на базе РГППУ, РГППУ и Уральским отделением Российской академии наук при поддержке Института металлургии и Института электрофизики УрО РАН, Детского сада № 568, а также Екатеринбургской школы-интерната № 13, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы.
Открывая работу Круглого стола Виктор Николаевич Руденко, академик РАН, председатель Уральского отделения РАН подчеркнул: «Достижение научно-технологического суверенитета страны невозможно без инженерной деятельности. Необходимо возрождать престижность профессии инженера, сделать ее ключевой и почетной, как было ранее. Руководство нашей страны ориентирует на подготовку мощных инженерных кадров. А для этого, в свою очередь, необходимо изучение инженерного мышления, его особенностей, а также особенностей педагогического процесса в ходе которого идет подготовка будущих инженеров».
Участники обменялись опытом реализации образовательных проектов в области развития креативного потенциала будущих инженеров. Ученый секретарь НЦ РАО РГППУ Людмила Михайловна Андрюхина отметила, что «сегодня именно креативность становится наиболее актуальным ресурсом постиндустриального развития».
Представлены проекты и модели развития креативного инженерного мышления: для дошкольников – раннее инженерное образование на основе 3D моделирования в условиях компьютерно-игрового комплекса «LigroGame», проект «Моделируем и создаем свой мир» (Молоднякова А.В., директор ООО «АВСПАНТЕРА», доцент НТГСПИ (ф) РГППУ), а также комплекс педагогических условий развития креативности в центре которого организация творческой деятельности детей в предметной среде (Митрошина О. В., детский сад № 568); для школьников – возможности тренинговых технологий (Воробьева М.А., РГППУ).
Особое значение развитие элементов инженерного мышления, навыков проектирования и конструирования, новое содержание предмета «Технология» имеет для профессионального самоопределения детей с ОВЗ (Щербакова Т. В. Екатеринбургская школа-интернат № 13). Ученые и преподаватели РГППУ рассказали о реализации проекта «Научный акселератор» (Щипанова Д.Е., научный руководитель Феоктистов А.В.). Участники спроектировали робот для строительных работ «Умный маляр» и получили поддержку на конкурсе Инновационных идей «Минута Технославы» в рамках программы ИННОПРОМ – 2022. Другая разработка – NaviHelp, инклюзивный навигатор в помещениях – получила инвестиции в виде гранта Фонда содействия инновациям в конкурсе «Студенческий Стартап».
Ирина Михайловна Кондюрина (РГППУ) представила опыт развития коммуникативной компетентности студентов. Она подчеркнула, что «от уровня коммуникативной культуры будущих инженеров зависят эффективность поиска креативных идей; возможность превращать конфликтную ситуацию в творческую задачу; успешность в достижении группового решения задач и в целом профессиональная и жизненная состоятельность».
Сергей Вадимович Анахов и Борис Николаевич Гузанов (РГППУ) представили модель транспрофессиональной подготовки и формы ее реализации в образовательных программах подготовки будущих инженеров.
Одной из ключевых тем работы круглого стола стало определение перспектив интеграции академической и вузовской науки в подготовке инженерных кадров. Евгений Афанасьевич Шунайлов, заместитель директора Института электрофизики УрО РАН, рассказал о планирующемся открытии Уральского дома ученых в Екатеринбурге и открывающихся возможностях совместной работы, в первую очередь, в направлении развития инженерного мышления и образования на основе реализации кластерного и экосистемного подходов.
В выступлении Олега Анатольевича Королева (директор Технопарка «Академический», ИМЕТ УрО РАН) раскрылись возможности научного технопарка «Академический», в частности, инновационной образовательной площадки «Академия промышленной роботизации «Эпсилон»».
Татьяна Николаевна Слепнева (Свердловская селекционная станция садоводства УрО РАН, руководитель) показала, что инженерные специальности востребованы не только в промышленности, но и в сфере садоводства и экологической деятельности. Выступающие также отметили, что в структурах УрО РАН, в частности, в Институте электрофизики и в Институте металлургии, в научном технопарке «Академический» сегодня работает много выпускников РГППУ, что также является хорошей основой для развития сотрудничества.
Андрюхина Людмила Михайловна (НЦ РАО РГППУ) представила онлайн-проект НЦ РАО РГППУ «Креатив-парк» как возможную платформу интеграции креативных практик в образовании и основу развития научной коллаборации.
По итогам работы круглого стола обозначены перспективные направления совместной работы:
Участниками Круглого стола принята резолюция, в которой намечены ближайшие шаги совместной работы: организация научной секции «Инновационный потенциал развития инженерного образования» в рамках 28-й Международной конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании», а также проработка вопроса о совместном участии в деловой Программе «Иннопром-2023».
Научный центр Российской академии образования на базе РГППУ, выступивший инициатором развития сотрудничества между Российской академией образования, РГППУ и Уральским отделением Российской академии наук, станет системообразующим звеном в реализации заявленных в ходе круглого стола инициатив.