На данный момент для системы образования приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. N 514н утвержден профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», который может быть взят за основу для подготовки должностных инструкций.
Однако для подготовки должностной инструкции руководителя психологической службы (если психологическая служба является самостоятельным структурным подразделением вуза, в отношении которого локальным нормативным актом вуза утверждено специальное Положение) целесообразно использовать «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования») — там представлен «Руководитель (директор, заведующий, начальник) структурного подразделения».
Согласно пп. 4, 5 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации самостоятельны в формировании штатного расписания. Определение наименований должностей и количество штатных единиц по каждой конкретной должности определяет образовательная организация самостоятельно в рамках имеющегося у неё финансирования.
Вместе с тем необходимо знать, что должность психолога-консультанта не включена в номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, руководителей образовательных организаций (постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. N 225), следовательно специалист работающий на этой должности не является педагогическим работником и не будет иметь права, социальные гарантии и компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством для педагогических работников.
Согласно ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в перечень организаций и лиц, имеющих право на оказание психиатрической помощи, входят: медицинские организации, стационарные учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, врачи-психиатры, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности.
В указанный перечень образовательные учреждения включены не были, следовательно, получить лицензию на этот вид медицинской помощи они не смогут и оказывать психиатрическую помощь также не имеют права.
Таким образом, введение в штатное расписание вуза должности психиатра не целесообразно.
Взаимодействие психологической службы вуза и организации, оказывающих психиатрическую помощь, безусловно, возможно. Вместе с тем, необходимо понимать необходимость и цель такого взаимодействия.
На Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно пп. 4, 5 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации самостоятельны в формировании штатного расписания.
Поэтому решение о введении в штатное расписание воспитателя принимается руководителем образовательной организации самостоятельно исходя из имеющейся потребности в указанных педагогических работниках и финансовых возможностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с данным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации.
Штатное расписание является локальным нормативным актом, в котором фиксируется в сводном виде сложившееся разделение труда между работниками с указанием должностей и количества штатных единиц (письма Роструда от 15.05.2014 № ПГ/4653-6-1, от 21.01.2014 № ПГ/13229-6-1). Принятие локальных нормативных актов относится к компетенции работодателя (часть первая ст. 8 ТК РФ).
Кроме того, согласно ч.1. ст. 27 и пп. 4, 5 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры и установлении штатного расписания.
Таким образом, определение наименований должностей и количество штатных единиц по каждой конкретной должности определяет образовательная организация в рамках имеющегося у неё финансирования.
Каких-либо требований в части обязательного наличия Положения о психологической службе действующие нормативные акты не содержат. Положение о психологической службе разрабатывается в том случае, если в вузе создано самостоятельное структурное подразделение «Психологическая служба». Вместе с тем, если оба психолога работают в отделе по социальной работе, то функции отдела, связанные с оказанием психологической помощи, должны быть указаны в Положении об этом отделе.
Полагаем, что в Вашем случае будет оправданным разработка отдельного локального нормативного акта вуза — Положения об оказании (или порядке оказания) психологической помощи обучающимся (и, возможно, сотрудникам, по решению руководства вуза), либо иного Положения об организации психологического сопровождения обучающихся, нуждающихся в психологической помощи.
Это позволит психологам обозначить свою сферу ответственности и разграничить полномочия с другими специалистами отдела.
Такого норматива не существует.
В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации. То есть образовательная организация самостоятельно определяет штатный состав и численность работников.
На федеральном уровне требования об обязательном наличии в учреждении высшего образования должности психолога или педагога-психолога не принимались.
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 г. N 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» действующий. Применим для психологических служб в системе общего образования.
В частности, на названный приказ имеется ссылка в распоряжении Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях»: «Психологическая служба субъекта Российской Федерации — организационная структура, действующая в соответствии с Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации…. «.
Для подготовки полного и обоснованного ответа на Ваш вопрос, к сожалению, недостаточно информации. Непонятно, какой статус у психологической службы (создано ли отдельное структурное подразделение, каковы его функции) и по какой должности Вы приняты на работу (что указано в трудовом договоре).
Справочно информируем о том, что согласно ст. 334 Трудового кодекса РФ некоторым категориям педагогических работников действительно полагается ежегодный основной удлинённый оплачиваемый отпуск. Его продолжительность — 42 или 56 календарных дней и зависит от должности педагога, особенностей его деятельности, вида образовательной организации, которые указаны в Приложении к Постановлению Правительства РФ от 14.05.2015 N 466.
Например, педагог-психолог, работающий в дошкольном учреждении имеет право на основной оплачиваемый отпуск сроком 42 календарных дней. А у профессорско-преподавательского состава вуза, например, профессора, преподавателя или педагога-психолога продолжительность основного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней.
В этом же документе указано, что право на отпуск в 56 дней имеют работники вузов, которые занимают должности, указанные в подразделе 2 раздела II номенклатуры должностей, при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью.
Таким образом, педагогическим работникам, работающим в должности руководителя или заместителя структурного подразделения, при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью положен удлинённый оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 дней.
Относитесь ли Вы к этой категории работников, связана ли Ваша работа с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью возможно ответить только после изучения локальных актов учреждения, трудовых договоров и должностных инструкций.
Решение о наделении психологической службы полномочиями по проведению экспертизы образовательных программ принимает руководство вуза в соответствии с уставом и иными действующими локальными нормативными актами учреждения. Основанием является необходимость указанной экспертизы и наличие в достаточном для выполнения такой работы количестве специалистов, имеющих требуемые квалификацию и опыт работы. В случае принятия такого решения должны быть внесены изменения (дополнения) в положении о психологической службе, в локальные акты, регламентирующие процедуру подготовки образовательных программ и в должностные инструкции сотрудников.
Нет, Ваше утверждение неверно. Как психолог, так и педагог-психолог могут работать в любом образовательном учреждении- от ДОУ до ВУЗа. Вместе с тем, различия между этими должностями значительны.
В общем случае квалификационные требования к психологу определяются работодателем самостоятельно. За основу можно взять требования Квалификационных справочников или Профессионального стандарта.< br />
К педагогу-психологу предъявляются конкретные требования в части наличия определённого уровня образования и отсутствия судимости. Это обусловлено тем, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не установлено Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 46 Закона N 273-ФЗ).
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утверждённый Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н, содержит следующие квалификационные требования, предъявляемые к должности «педагог-психолог»: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (утв. Приказом Минтруда России от 24.07.2015 N 514н) также содержит квалификационные требования в зависимости от трудовой функции.
Таким образом, при приёме на работу и (или) назначении на должность работодателю необходимо руководствоваться требованиями к образованию и опыту работы, которые указаны в квалификационном справочнике и профессиональном стандарте как необходимые для выполнения обобщённой трудовой функции и трудовых функций, поручаемых педагогическому работнику.
Следовательно, разница в названиях должностей в различных образовательных учреждениях может быть обусловлена как задачами, которые ставит перед психологической службой руководитель организации, так и наличием у конкретной кандидатуры на эту должность требуемого образования. Поскольку специалист, не имеющий образования по направлению «Педагогика и психология» не может быть принят на работу педагогом-психологом, образовательные учреждения в штатное расписание иногда вводят ставку психолога для того, чтобы организовать работу психологической службы учреждения.
Вместе с тем необходимо понимать, что только педагог-психолог, являющийся педагогическим работником, имеет некие преференции в рамках трудового законодательства (удлинённый отпуск, сокращённую рабочую неделю и т.д.).
Действующий Федеральный закон «Об образовании» № 273-ФЗ предусматривает обязанность получения письменного согласия родителей (законных представителей) детей при оказании им психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ч. 3 ст.42 ФЗ «Об образовании»). В контексте указанной статьи речь идет исключительно о несовершеннолетних. Таким образом, для ответа на Ваш вопрос необходимо знать, сколько лет студенту ВУЗа. Если студент несовершеннолетний, то письменное согласие родителей (законных представителей) получить необходимо. Если студенту исполнилось 18 лет, то он может самостоятельно принимать решение о необходимости психологического сопровождения. Письменное согласие для этого не требуется.
Исключением является обязанность получать от обучающихся информированное согласие в письменной форме при проведении социально-психологического тестирования. Указанные требования изложены в приказе Министерства науки и высшего образования РФ от 20 февраля 2020 г. N 239 «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования».
Таким образом, для принятия решения относительно необходимости получения письменного согласия от студента ВУЗа на оказание психологической помощи необходимо знать, сколько лет студенту, и какая конкретно работа будет проводится с обучающимся. < br/>
Вместе с тем, несмотря на отсутствие нормативных документов, обязывающих иметь письменное согласие на оказание психологической помощи, полагаем, что это полезный документ, в первую очередь, для психологов. Его наличие позволяет урегулировать правила взаимодействия со студентом и снять возможные вопросы по факту оказанной психологической помощи.
Относительно отказа от психологической помощи. В действующих нормативных актах речь идёт исключительно об информированном согласии. Требование обязательного письменного отказа от психологической помощи или право образовательной организации требовать такой отказ законодательством не предусмотрено.
Федеральный закон «Об образовании» № 273-ФЗ предусматривает обязанность получения письменного согласия родителей (законных представителей) детей при оказании им психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. (ч. 3 ст.42 ФЗ «Об образовании»). Указанная норма действует, если студент несовершеннолетний. Если студенту исполнилось 18 лет, то он может самостоятельно принимать решение о необходимости психологического сопровождения. Письменное согласие для этого не требуется.
Исключением является обязанность получать от обучающихся информированное согласие в письменной форме при проведении социально-психологического тестирования. Указанные требования изложены в приказе Министерства науки и высшего образования РФ от 20 февраля 2020 г. N 239 «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования».
Относительно согласия на обработку персональных данных. Полагаем, что специально такое согласие брать не обязательно, поскольку при поступлении на учёбу и работу каждый субъект персональных данных даёт такое согласие. Вместе с тем, возможно необходимо будет внести дополнения в локальные нормативные акты учреждения и дополнить текст согласия на обработку персональных данных, что позволит не собирать лишние документы специалистам, оказывающим психологическую помощь.
Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях утверждён Приказом Минпросвещения России от 20.02.2020 N 59.
На основании пп. 2, 3 Порядка тестирования учащихся тестирование осуществляется ежегодно:
— с согласия одного из родителей или законного представителя — для детей до 15 лет;
— с личного согласия обучающегося после достижения возраста 15 лет.
Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования утвержден Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 февраля 2020 г. № 239.
На основании пп. 2, 4 указанного выше Порядка тестирования обучающихся проводится только при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании.
Таким образом, законодатель не разделяет обучающихся по возрастному признаку. Получение информированных согласий является обязательным.
Статья 54 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» действительно предоставляет несовершеннолетним в возрасте старше пятнадцати лет или больным наркоманией несовершеннолетним в возрасте старше шестнадцати лет право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.
Однако специалисты психологической службы образовательного учреждения не оказывают медицинскую помощь обучающимся, более того не вправе её оказывать в силу отсутствия необходимой квалификации и медицинской лицензии у учреждения. Следовательно, указанная норма права не может распространяться на оказание психологической помощи.
Основным нормативным актом, который регулирует отношения психологов (педагогов — психологов) в сфере образования является Федеральный закон «Об образовании» № 273-ФЗ. Кроме того, есть ряд подзаконных актов – приказы Министерства просвещения и Министерства образования и науки. Непонятно, что имеется в виду под определением «законодательная дыра». Вместе с тем полагаем, что имеющиеся нормативные акты позволяют организовать работу психологической службы высшего учебного заведения.
Нет, нельзя. Федеральный закон «Об образовании» № 273-ФЗ предусматривает обязанность получения письменного согласия родителей (законных представителей) детей при оказании им психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. (ч. 3 ст.42 ФЗ «Об образовании»).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» ребёнок — это лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).
Ссылка на правовые нормы о психиатрической помощи не состоятельна, поскольку образовательные учреждения оказывают психологическую помощь или поддержку, а не психиатрическую. Следовательно, основным нормативным актом, который регулирует отношения психологов (педагогов — психологов) в сфере образования является Федеральный закон «Об образовании» № 273-ФЗ, а не Закон РФ N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».