В РАО завершила работу Всероссийская научная конференция, посвященная 90-летию со дня рождения академика Российской академии образования О.А. Конопкина, основоположника психологии саморегуляции, автора концепции психической саморегуляции деятельности человека, которая открыла новое направление в психологии человеческой активности, основанное на раскрытии внутренней психологической структуры организации.
Конференция была посвящена актуальным проблемам образования и роли, осознанной саморегуляции достижений цели в решении проблем.
Главный внештатный психолог Минздрава России, академик РАО Юрий Петрович Зинченко рассказал, что развитие личности ребенка, создание необходимых предпосылок для раскрытия его разнообразных талантов формирует способности к осознанному и успешному профессиональному самоопределению в будущем.
«Сегодня особую актуальность приобретает научная разработка фундаментальных проблем развития личностных и регуляторных ресурсов обучающихся, проявляющихся в их способностях осознанно выдвигать цели, ставить и последовательно добиваться решения поставленных задач, быть при этом ответственным и самостоятельным», – отметил учёный.
На конференции учёные представили результаты фундаментальных и прикладных исследований в области психологии саморегуляции, которые применяются для решения актуальных задач в сфере образования.
Заведующий лабораторией психологии саморегуляции Психологического института Российской академии образования, член-корреспондент РАО Варвара Ильинична Моросанова подчеркнула, что современные вызовы и угрозы психологической безопасности выдвигают особые требования к самостоятельности и активности людей.
«Особую актуальность регуляторные ресурсы человека приобрели в условиях пандемии COVID-19, создающей угрозу физическому и психологическому здоровью населения. Именно развитая сознательная саморегуляция эффективно помогает не только в короткие сроки коренным образом изменить привычный образ жизни, но и противостоять развитию негативных эмоциональных состояний, поддерживать на должном уровне иммунитет и восстановить здоровье в условиях вынужденных ограничений», – добавила Варвара Ильинична.
О том, какое влияние развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста оказывает на будущую академическую успешность рассказал заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, член-корреспондент РАО Александр Николаевич Веракса.
«В ходе тестирования дети с высоким уровнем развития саморегуляции смогли решить максимальное количество математических задач, выходящих за пределы осваиваемого знания. Дети же с низким уровнем развития саморегуляции не смогли решить подобные задачи. Это приводит к выводу, что для их обучения необходимо использовать разные подходы. Для детей с высоким уровнем развития саморегуляции лучше всего применять моделирующий подход, который позволяет овладеть структурой материала существенно глубже, а для детей с низким уровнем саморегуляции наиболее эффективным является контекстуальный подход, который за счет включенности в конкретную ситуацию удерживает внимание ребенка», – рассказал учёный.
По мнению профессора факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Антонины Николаевны Ждан, саморегуляция носит не только индивидуальный характер, но прививается человеку в процессе его социализации и способствует формированию целостной личности.
В ходе двухдневной конференции российские и зарубежные учёные обсудили актуальные проблемы саморегуляции проектно-исследовательской деятельности обучающихся и её методологических основ, роль саморегуляции в обеспечении различных аспектов психологической безопасности и благополучия обучающихся в условиях цифровых рисков и социальной нестабильности современного общества. В рамках конференции состоялся круглый стол «Развитие научной школы психологии саморегуляции», на котором участники конференции представили теоретические подходы и эмпирические данные исследований регуляторных ресурсов достижения предметных, метапредметных и личностных результатов образования. По результатам конференции будет издан сборник докладов.