Сегодня в РАО завершилась международная конференция «Востребованность фундаментальных исследований в системе образования в условиях современного общества».
На пленарном заседании с приветственным словом к участникам обратилась Президент РАО, академик Людмила Алексеевна Вербицкая, которая выразила надежду, что отныне конференция будет ежегодной. «Хотелось бы начать со слов русского поэта Александра Полежаева: «Где высо́ко стоит наука, там высо́ко стоит человек», — сказала Людмила Алексеевна. Также были зачитаны приветствия от Министерства здравоохранения РФ, Российской академии художеств и Государственного секретаря Союзного государства Григория Алексеевича Рапоты, который пожелал участникам конференции «плодотворной работы, мира, добра и благополучия».
С докладом «О программе фундаментальных научных исследований в сфере наук об образовании» выступил Главный ученый секретарь Президиума РАО Юрий Петрович Зинченко.
Светлана Вениаминовна Иванова, директор ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», выступила с сообщением «Вклад фундаментальных исследований Института стратегии образования РАО в педагогическую науку и практику», а также обратилась к возрастной проблеме институтов РАО: сегодня в научном сообществе очень мало молодых специалистов.
Сергей Борисович Малых, и.о. академика-секретаря отделения психологии и возрастной физиологии РАО, академик РАО, выступил с докладом на тему «Фундаментальные генетические информативные исследования в образовании». «Преподаватели хотят получить метод обучения, дающий универсальный эффект. Этого никогда не произойдет, ведь все дети разные. Наши исследования как раз это объясняют», — сообщил Сергей Борисович.
Академик РАО, директор ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО» Марьям Моисеевна Безруких выступила с докладом «Возрастная физиология и психофизиология – практике образования». Марьям Моисеевна рассказала о результатах изучения мотивационно-эмоционального компонента у подростков. Согласно исследованию, дети 11-13 лет не реагируют на отрицательное подкрепление, а только на положительное. Для них результаты теста с плохой оценкой не будут иметь никакого стимулирующего действия – только результаты с хорошей. «Сегодня вся образовательная система выстроена на страхе плохой оценки. И это начинается очень рано, еще в дошкольном возрасте. Эмоция страха – ведущая эмоция, которую различает ребенок 6-7 лет», — сообщила Марьям Моисеевна.
Евгений Александрович Ямбург, академик РАО, директор ГБОУ «Школа №109», выступил с докладом «Фундаментальная наука — школе», в котором отметил необходимость междисциплинарных исследований, а также привел статистику – 80% выпускников школы имеют различные заболевания.
Пользуясь случаем, Людмила Вербицкая вручила Евгению Александровичу диплом действительного члена Российской академии образования.
Директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» Николай Николаевич Малофеев выступил с сообщением «Отечественная научная школа специальной психологии и коррекционной педагогики: ответы на вызовы времени». Николай Николаевич рассказал участникам конференции о разработанной институтом РАО методике, с помощью которой глухие дети со слуховыми аппаратами полностью овладевают речью и просодикой на уровне здорового ребенка.
С докладами также выступили ректор ТГУ, академик РАО Эдуард Владимирович Галажинский, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» Татьяна Владимировна Волосовец, руководитель Информационно-аналитического центра РАО Владимир Самуилович Собкин, директор ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО» Людмила Валентиновна Школяр.