27 июня 2018 года состоялось заседание бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования при участии отделений профессионального образования и общего среднего образования РАО, на котором был заслушан доклад члена-корреспондента РАО, доктора технических наук, профессора, доктора Института математики, информатики и естественных наук ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Сергея Георгиевича Григорьева «Инженерное образование в проекте «Цифровая школа».
Проект «Цифровая школа» появился в конце 2017 года в результате поручения Правительства РФ. Проект предусматривает комплекс мер по актуализации образовательных стандартов на каждом уровне общего образования; формирование условий для использования современных образовательных технологий в школах; разработку целевой модели «Цифровая школа» и ее внедрение в региональные программы развития образования.
В своем докладе Сергей Григорьевич Григорьев подчеркнул, что проект «Цифровая школа» во многом определяет направления развития отечественной системы общего образования на ближайшее время. «Актуальность проекта «Цифровая школа» требует анализа возможных подходов к его реализации, интеграции существующих и вновь создаваемых образовательных проектов, формирования синергетического взаимодействия с другими инновациями», – считает С.Г. Григорьев.
Одной из важнейших задач развития экономики страны, поставленной Президентом России, является достижение пятого места среди ведущих экономик мира. Ключевыми способами достижения такого результата является увеличение производительности труда, повышение эффективности экономики, обеспечение роста валового внутреннего продукта темпами, превосходящими темпы роста ВВП шестой экономики мира и всех ниже следующих экономик. По оценкам ряда экономистов России необходимо достижение показателей роста ВВП более 4%-5% в год, что возможно при условии повышения производительности труда и эффективности различных сфер экономики. Среди множества факторов повышения производительности труда, одним из определяющих является высокая квалификация специалистов в области инженерных компетенций.
Полувековой опыт массового внедрения информационных технологий показал необходимость подготовки и адаптации человека к их разумному и обоснованному использованию в различных сферах деятельности. Появление новых технологий ставит аналогичные задачи. Их решение требует распространения компетенций инженерного образования на различные профессии, имеющиеся в обществе, внедрения элементов инженерной подготовки на разных уровнях образования, в том числе в общеобразовательной школе, являющейся предметом исследований в проекте «Цифровая школа».
Автор утверждает, что анализ тенденций подготовки специалистов в области инженерной подготовки показал наличие двух основных моделей инженерного образования, реализуемых в разных странах, начиная с середины XIX века. Первая модель инженерной традиции состоит в опоре на сильное базовое математическое и естественно-научное образование, обязательный опыт решения практических задач, воспитание, основанное на семейных и общественных ценностях. Вторая модель – это традиционная подготовка «мастеров» и «техников», отталкивавшая только от практики, лидером которой была Англия. Эта модель основана на том, что долгое время мастер, техник-практик шел впереди инженера, но ситуация резко поменялась, когда фундаментальная наука стала играть в области техники значительно большую роль. Изменение технологий, необходимость освоения новых результатов приводит к смене технических и технологических парадигм, требует постоянного развития компетенций. Особенно это проявляется в современном мире, когда период изменений составляет не десятилетия, а несколько лет.
Тенденция специализации привела к превращению инженера в массовую профессию. Однако, существенный тренд последних десятилетий состоит в постоянном совершенствовании старых и появлении новых технологий, особенно цифровых технологий. Изменения касаются практически всех видов человеческой деятельности. Образование, ориентированное на решение практических задач очень быстро становится не актуальным.
Одним из способов решения этой проблемы является реализация STEM-образования (Science, Technology, Engineering and Mathematics), которое призвано адаптировать обучающихся к новым актуальным технологиям.
Сергей Григорьевич Григорьев считает, что существует разрыв в подготовке: много готовится инженерных специальностей цифрового направления и практически нет педагогов цифровой школы. При этом подготовка инженера и инженера-педагога имеет существенные отличия. Особенно важно начинать подготовку кадров цифровой экономики еще с начальной школы, а для этого нужны педагоги и материально-техническая база.
Завершая выступление Сергей Григорьевич подчеркнул, что важнейшим звеном инженерного образования в рамках любых проектов, связанных с цифровой средой, является реализация системы обучения, основанной на актуальном содержании образования. При этом актуализация содержания возможна при изучении фундаментальных научных дисциплин, базирующихся на актуальных практически значимых примерах и заданиях. «Используемые методы, формы и средства обучения должны быть связаны с новыми разработками в области средств обучения, которые позволяют на практике показать эффективность новых технологий. Нельзя не отметить, что проблемы, затронутые в данном сообщении, в значительной степени связаны с исследованиями, проводимыми в Российской академии образования. Эти проблемы требуют дальнейшего изучения» – заключил С.Г. Григорьев.
Доклад вызвал живой отклик и бурное обсуждение среди присутствующих на заседании, по результатом которого бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО составило соответствующее Постановление.
Постановление
Только для администратора ID-12984
29/06/2018 8:34:50