Российская академия образования, Совет молодых ученых и специалистов РАО, Совет молодых педагогов Ленинградской области и Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области провели круглый стол «Психологическое сопровождение школьного обучения: научные тренды и педагогические практики».
Собравшихся поприветствовали Президент РАО Юрий Зинченко. В своем выступлении он рассказал о стоящих перед отечественным образовании вызовах, а также деятельности Академии в сфере наук об образовании и психологии, которая направлена на их нейтрализацию. «Наша работа должна быть полезна не только для школьного психолога, педагога и родителей. Во главе угла всегда должно быть благополучие ребенка, его здоровье. Хотелось бы чтобы наши проекты помогли ответить на вопрос “Как сделать школу лучше?”. Тогда у нас будет шанс осуществить поставленные президентом задачи, в частности – войти в первую десятку систем образования мира», – подчеркнул Юрий Петрович.
Председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов в своем приветственном слове сказал: «Наверное, главная задача образования – помочь человеку понять самого себя, выстроить отношения с внешним миром и найти тонкую грань гармонии внутреннего и внешнего. Надеюсь, вопросы, которые мы сегодня обсуждаем, помогут достичь этой цели и будут востребованы и в Ленинградской области, и в других регионах РФ».
Модератором дискуссии выступила и.о. вице-президента РАО Лариса Цветкова. В своем выступлении на тему «Перспективные направления сотрудничества исследователей и педагогов в контексте реализации Концепции развития психологической службы в системе образования РФ на период до 2025 года» Лариса Александровна рассказала о создании в 2018 году Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования. Она дала картину того, чем определяется работа Центра на федеральном и региональном уровнях, круге его задач, и важных исследованиях, осуществляемых им. В частности, о проведенном в августе этого года масштабном мониторинговом исследовании: опросе директоров школ и школьных психологов всех регионов, в котором приняли участие более 40 тысяч человек. Такого масштабного исследования никогда не проводилось не только в нашей стране, но и вообще в мире.
«Система образования на всей земле переживает значительные трансформации. Это в первую очередь связано с изменением рынка труда. Национальный проект «Образование» ставит своей целью обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение в топ десять лучших образовательных систем мира. И для этого у нас есть все основания», – уверена академик Цветкова.
Академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, академик РАО Сергей Малых представил федерально-исследовательский проект «Растем с Россией». Он раскрыл основные аспекты актуальности данного проекта, стоящие перед ним задачи и пути их решения. «Прежде всего проект направлен на то, чтобы изучить какой он, современный ребенок. Сейчас это стало особенно актуальной задачей, поскольку много говорят об особенностях современных детей, но при этом не опираются ни на какие научные данные. Утверждают, что дети стали агрессивнее. А кто-то измерял детей десять или двадцать лет назад? Чтобы делать такие утверждения, нужно проводить регулярные, популяционные, а еще лучше лонгитюдные исследования, которые позволят нам понять причинно-следственные отношения между событиями в жизни ребенка и его поведением», – объяснил академик. Особенно важно, по его мнению, то, что в проекте, который задумала и реализует Академия образования, могут принимать участие много людей, в том числе молодых исследователей.
Научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования РАО, председатель Совета молодых ученых и специалистов РАО, член-корреспондент РАО Татьяна Тихомирова более подробно рассказала о деятельности Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования. Она описала направления и форматы работы Центра, чтобы молодые педагоги и психологи Ленинградской области могли четко понимать в какую конкретно деятельность они могли бы включиться. «Нам важно чтобы эффекты деятельности Центра были прочувствованы и учеными, и школьными педагогами, и психологами и, конечно же, школьниками и их родителями», – сказала Татьяна Николаевна.
Илья Захаров, лауреат конкурса на соискание медали «Молодым ученым за успехи в науке» РАО за 2016 год рассказал о междисциплинарных исследованиях, проводимых в сфере образования. Он сделал небольшой обзор той части науки, которой занимается, а также описал о возможности, которые появились в Российской академии образования, в частности о недавно открытом Центре междисциплинарных исследований, о задачах, которые он призван решать и исследованиях, которые в нем идут (кросс-культурные, популяционные, лонгитюдные и др.).
Он сообщил, что Междисциплинарный центр будет набирать все больше тем для исследований, и предложил участникам круглого стола проявлять интерес и присоединяться к этой работе.
Дмитрий Ильин, еще один лауреат конкурса на соискание медали «Молодым ученым за успехи в науке» РАО за 2018 год, выступил с докладом «Цифровая психодиагностическая платформа». В нем он раскрыл техническую часть проведенного исследования среди педагогов и психологов, и объяснил каким образом обеспечивается качество и надежность их проведения.
Свой опыт создания Школы юного психолога как ресурса формирования психологической грамотности обучающихся описала Анастасия Законова, педагог-психолог МБОУ «Сиверская гимназия» Гатчинского муниципального района Ленинградской области. По ее мнению, ребенок может быть не просто объектом обучения и воспитания, но и развивать себя и окружающих сверстников самостоятельно. В современных условиях это не только возможно, но порой это единственный работающий путь, считает она. «Принимая участие в Школе, ребята могут активно развиваться в различных направлениях. Кто-то выбирает для себя школу медиации и, изучая азы конфликтологии, активно помогает сверстникам в разрешении спорных вопросов. Другие разрабатывают и реализуют различные исследовательские, просветительские, практические проекты, проводят тренинги, занятия в варианте равного преподавания или под контролем психолога, организуют развивающие игры и интерактивные квесты с младшими учениками, ведут психологический блог», – рассказала педагог. Она предложила РАО включить в образовательные программы не только теоретический компонент для формирования психологической грамотности, но и внедрить практико-ориентированные формы работы, которые активизируют самостоятельную деятельность обучающихся, и дающих навыки психологической компетенции и создают общую психологическую культуру нашего будущего общества.
Психолого–педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в школе, реализующей адаптированные образовательные программы раскрыла в своем выступлении Юлия Батуринец, педагог-психолог ГКОУ ЛО «Школа – интернат, реализующая адаптированные образовательные программы, «Красные Зори». Технологии поддержки социального и эмоционального здоровья детей в образовательной организации описал Михаил Малыгин, педагог-психолог МОУ «Кузьмоловская СОШ №1» Всеволожского района Ленинградской области. Он рассказал об опыте и успехах в данной работе. «Мы пришли к необходимости реализации психо-профилактических программ. В связи с тем, что психологическая готовность детей к школе – разная. И некоторым детям требуется помощь специалистов», – объяснил он.
Современные подходы к профессиональному ориентированию обучающихся в контексте психолого-педагогического сопровождения Александра Кузнецова, педагог-психолог МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 3» г. Всеволожска Ленинградской области.
Участники круглого стола высказали ряд предложений и инициатив, которые позволят улучшить научную и практическую деятельность ученых, педагогов и психологов.