10-11 октября в Санкт-Петербурге прошла первая международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании». Организатором конференции выступил старейший педагогический университет в стране – Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена при поддержке Министерства образования и науки РФ и Российского Фонда Фундаментальных Исследований.
В конференции приняли участие ведущие ученые из России, Болгарии, Польши, Литвы, Сербии, Израиля, Белоруссии, педагоги, психологи, представители государственных структур и общественных организаций.
Открыл конференцию ректор РГПУ им. А.И. Герцена Сергей Игоревич Богданов.
Вице-президент РАО, академик РАО, декан факультета психологии МГУ М.В. Ломоносова Юрий Петрович Зинченко направил слова приветствия в адрес участников Конференции. Юрий Петрович отметил значимость организации подобных площадок для обмена результатами передовых исследований в области психологии, а также пожелал успехов всем присутствующим.
Конференция стартовала с пленарных заседаний. С докладами о проблемах взаимодействия семьи и школы, важности этих институтов для развития личности и профилактики асоциального поведения детей подростков выступили доктор психологических наук, профессор, академик РАО Ирина Владимировна Дубровина и председатель научного совета РАО по вопросам семьи и детства, доктор психологических наук, профессор, академик РАО Артур Александрович Реан. Артур Александрович представил результаты исследования семьи и школы. По словам ученого среди российских подростков для 59% молодежи их нынешняя, родительская семья не является ориентиром и образцом. При этом среди девиантных подростков такое мнение разделяют 74% опрошенных. Между тем подавляющее число школьников считают наличие семьи обязательным условием счастья. «Полученные нами данные свидетельствуют о том, что разговоры о кризисе семьи и взаимоотношений между детьми и родителями сильно преувеличены. Проблемы в этой области, безусловно, имеются, но конструктивные решения для их преодоления тоже есть», – сказал А.А. Реан.
Продолжили пленарные заседания выступления доктора психологических наук, профессора РГПУ им А.И. Герцена Людмилы Александровны Регуш и доктора психологических наук, профессора Белорусского государственного университета Владимира Александровича Янчука. Выступающие представили доклады, посвященные традициям Герценовской научной школы, современным психологическим исследованиям и культурно-диалогическим мета-перспективам интеграции психологических оснований развития образования.
Пленарные заседания были продолжены круглыми столами и тематическими секциями. Особое внимание было уделено темам влиянию семьи на учебные достижения детей, успешности взаимоотношений со сверстниками и преподавателями. Часть представленных исследований были направлены на изучение школьной успешности ребенка в опекунских семьях, возможности школьной психологической службы в оказании помощи детям разведенных родителей, техники совместного рисования в семьях с подростками с делинквентным поведением, отношения родителей к игровой деятельности и других психологических аспектов.
В завершении Конференции, участники высказали мнение о необходимости продолжения в будущем такого формата психолого-педагогического диалога между научным сообществом и заинтересованными сторонами в рамках конференции «Герценовские чтения».