В Санкт-Петербурге прошла Международная научно-практическая конференция «Семья и дети в современном мире»

Меню раздела

С 16 по 18 мая в Санкт-Петербурге прошла Международная научно-практическая конференция «Семья и дети в современном мире». Руководителями конференции выступили председатель научно-координационного совета Российской академии образования по вопросам семьи и детства, академик РАО А.А. Реан и заведующий кафедрой возрастной психологии и педагогики семьи Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена В.Л. Ситников.

В конференции приняли участие ведущие ученые, педагоги, психологи, медицинские и социальные работники, сотрудники правоохранительных органов и учреждений культуры, родители, представители государственных структур и общественных организаций.

Организаторами научного мероприятия стали Российская академия образования, научно-координационный Совет РАО по вопросам семьи и детства, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт образования Высшей школы экономики, Российское и Санкт-Петербургское психологические общества.

Конференция направлена на конструктивное обсуждение теоретико-методологических и практических проблем в области семьи и детства, возможностей психолого-педагогической науки и практики в разрешении актуальных для России и других стран психолого-педагогических проблем, в создании оптимальных условий для развития семьи и детей в современных условиях.

С приветственными словом к участникам конференции обратились первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, координатор федерального проекта «Крепкая семья» О.В. Окунева и президент Российской академии образования Л.А. Вербицкая.

В приветственном слове О.В. Окунева отметила, что формирование семьи как главного инструмента социализации ребенка — одна из основ нравственного благополучия российского общества. Заместитель председателя Комитета ГД выразила уверенность, что конференция будет способствовать расширению международного сотрудничества в сфере образования и семейного воспитания и станет дискуссионной площадкой для российских ученых и коллег из других стран.

В свою очередь, Л.А. Вербицкая отметила, что эта конференция – прекрасная площадка для консолидации усилий научного сообщества, государства и общественности в решении важных проблем воспитания семейных ценностей.

Открыл конференцию академик Российской академии образования, профессор А.А. Реан. Он выступил с докладом на тему: «Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних: семья или школа?».

В своем выступлении А.А. Реан отметил, что несмотря на принятие Правительством РФ Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних до 2020 года, от самой концепции до реальных дел очень большая дистанция.

«Складывается впечатление, что ставится задача разрушить психологическую службу в российских школах, — сообщил докладчик. — Для этого находятся самые приемлемые объяснения – отсутствие средств в бюджете, также мотивируют это тем, что российским подросткам нужны воспитатели, а не психологи. А разве воспитателю не нужно самому быть психологом? В 2016 году психологи были в штате каждой второй школы, при этом на одного психолога приходилось 880 учеников. Более того, в критерии оценки школ необходимо внести критерии социализации и внутреннего климата, важно включать семью в работу психологической службы. Нужны конкурсы на лучшие практики асоциального поведения подростков. Однако такие практики должны быть подвергнуты экспертной оценке, чтобы не нанести вред подросткам».

В продолжение доклада были высказаны ряд предложений. Профессор РГПУ им. А.И. Герцена В.Л. Ситников высказался за возвращение субсидируемых государством форм дополнительного образования.

В рамках пленарного заседания выступили профессор Софийского университета им. Святого Климента Орхидского И. Димитров. По словам ученого, в Болгарии наблюдается аномия (отсутствие норм), отношение к человеку как к вещи, бездуховность, безответственность, экзистенциальный вакуум. За последние несколько лет это привело к миграции 22% населения страны, разрушению традиционного представления о семье, размытию ролей и потере статуса ребенка в болгарских семьях. Дополнила выступление профессор кафедры психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена И.С. Клецина, подчеркнув, что в настоящих социально-экономических условиях модель современной семьи получает все большее распространение. В этой модели устраняется неравенство в ролевом поведении в сфере супружеских и детско-родительских отношений. Распространение идеологии равноценности материнства и отцовства способствует полноценному развитию личности ребенка и психологическому благополучию родителей.

Продолжили пленарное заседание профессора департамента школьной педагогики Трнавского университета (Словакия) О. Кашчак и Б. Пупала с докладом «Школьный и семейный бэкграунд в современных исследованиях образования». Ученые представили положительный опыт включения семейной среды в анализ успеваемости словацких школьников. По их мнению, современный дискурс школьного образования должен быть представлен формулой «школа=семья», при которой родители активно вовлекаются в школьные процессы, у детей формируется ощущение приветливой школы (в школе как дома). Предпосылкой для применения такой формулы стал семейный бэкграунд. В Словакии он оказывает сильное влияние на успеваемость учащихся. При этом в других европейских странах этот фактор не считается определяющим. Словацкий опыт может быть полезен для России. Обе страны объединены одним историческим наследием – советским прошлым. 

В рамках научных секций рассматривались темы семьи и детей в современном мире, социально-психологических проблем современной семьи, гендерной проблематики в исследованиях семьи, здоровья и безопасности ребенка и семьи, а также проблем инклюзивного образования, семьи и школы в информационной среде.

Отдельное внимание было уделено проблеме агрессивности и насилия в семье и системе образования. В ходе одноименного круглого стола под руководством А.А. Реана прошло обсуждение проблемы буллинга и насилия в российских школах. В обсуждении приняли участие сотрудники Лаборатории асоциального поведения Высшей школы экономики М.А. Новикова, И.А. Коновалов, профессор РГПУ им. А.И. Герцена Е.И Николаева, профессор Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова С.М. Кашапов и другие исследователи. Участники круглого стола отметили, что школьный буллинг очень часто возникает из-за неправильного понимания учащимися друг друга, поэтому необходимо предоставить подросткам достойную замену агрессии и ее проявлениям.

Научная конференция стала площадкой для обмена результатами современных исследований, проводимых в России и других странах.