25 сентября 2018 года в Российской академии образования начал работу съезд представителей общественно-профессиональных сообществ (предметных ассоциаций) учителей и преподавателей учебных предметов «Физика», «Биология», «Иностранный язык» (Английский язык, Французский язык, Испанский язык, Китайский язык). Съезд собрал представителей более чем из 35 субъектов Российской Федерации. РАО совместно с Министерством просвещения Российской Федерации организовала обсуждение актуальных вопросов в рамках изменений в системе образования, предусматриваемых основными стратегическими документами и изменениями в системе управления.
В работе съезда принимают участие представители общественно-профессиональных сообществ (предметных ассоциаций) учителей и преподавателей учебных предметов, преподаватели и руководители общеобразовательных организаций, преподаватели и руководители образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования, реализующие программы подготовки и повышения квалификации учителей, сотрудники научных организаций, специалисты методических служб, региональных учебно-методических объединений, институтов развития образования и органов управления образованием различных уровней.
В своем приветственном послании Л.А. Вербицкая отметила, что «общественно-профессиональные учительские сообщества выступают как формой профессионального диалога, так и механизмом профессионального роста в системе современного общего образования в нашей стране. Кроме того важным направлением предстоящего профессионального разговора является роль общественно-профессиональных сообществ учителей в профессиональном развитии молодых педагогов. Система наставничества и преемственности, сложившаяся в российских школах, всегда была одной из сильных сторон отечественной системы общего образования». Президент РАО пожелала участникам съезда плодотворной работы.
Открыла пленарное заседание заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Ж.В. Садовникова. В своем выступлении она обозначила приоритетные направления национального проекта в сфере образования, в реализации которых немаловажную роль играют сетевые сообщества.
Заместитель президента РАО В.С. Басюк рассказал о результатах деятельности общественно-профессиональных сообществ (предметных ассоциаций) учителей и преподавателей учебных предметов за последние два года, а также обозначил роль Российской академии образования в этих процессах.
Опытом создания, организации, функционирования общественно-профессиональных сообществ поделились представители различных субъектов Российской Федерации. Так, заместитель руководителя Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Н.В. Салогубова рассказала о возможностях общественно-профессиональных сообществ в помощи профессионального роста педагога. Ректор Института развития образования Ярославской области А.В. Золотарева, ректор Рязанского института развития образования А.А. Кашаев сообщили об опыте деятельности общественно-профессиональных сообществ в своих регионах. О деятельности ассоциаций учителей и преподавателей учебных предметов подготовили доклады председатель Координационного совета ООО «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Л.В. Дудова, председатель РОО «ЕНАП» Е.П. Морозова, член межрегиональной ассоциации учителей географии Н.Е. Лобжанидзе.
На пленарном заседании также выступила заведующий кафедрой русского языка как иностранного Московского педагогического государственного университета Е.А. Хамраева с докладом на тему «Исследования международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы: билингвальное образование в России и в мире».
В рамках панельных дискуссий «Пространства профессионального развития учителя в обеспечении качества образовательных результатов школьника» и «Общественно-профессиональные сообщества учителей учебных предметов в системе образования» делегаты съезда обсудили приоритетные направления государственной политики в сфере общего образования, роль общественно-профессиональных сообществ (предметных ассоциаций) учителей и преподавателей учебных предметов в системе образования, содержательные аспекты деятельности ассоциаций. В ходе работы съезда были сформулированы актуальные тенденции развития деятельности общественно-профессиональных учительских сообществ, обозначены ориентиры развития учебных предметов.