26 февраля в смешанном режиме с использованием видеоконференцсвязи состоялось расширенное заседание бюро отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования. Участники обсудили понятие правовой идентичности как необходимого условия для социализации личности.
Открывая заседание, и.о. академика-секретаря отделения философии образования и теоретической педагогики РАО Михаил Львович Левицкий подчеркнул, что тема заседания посвящена путям и механизмам укрепления российской государственности, развития гражданского общества, формирования гражданской идентичности.
С докладом «Правовая идентичность, как необходимое условие социализации личности» выступил доктор юридических наук, профессор Московского городского педагогического университета Александр Владимирович Ростокинский.
Александр Владимирович отметил, что в теории субъект права рассматривается не как абстрактная личность, а часть конкретного социума, поэтому и правовая идентичность выражается в отождествлении личности с конкретной правовой общностью, объединенной на основе социокультурных признаков. «Право нельзя отделить от культуры конкретного социума или отдельного его члена, как нельзя, например, применить к нашей стране нормы гражданского права Германии, не учитывая особенности и специфику России», – отметил он.
По мнению докладчика, сегодня существует целый ряд проблем: от смены традиционных представлений общества и самого субъекта права о морали и праве до потери правовой идентичности как таковой, когда субъект перестает отождествлять себя со страной, гражданином которой является, её правовыми нормами. Александр Владимирович считает, что одним из способов решения этой проблемы должно стать юридическое просвещение населения России.
В завершении, Александр Ростокинский подчеркнул, что сегодня перед обществом стоит очень сложная задача – поиск способа преодоления отчуждения, непонимания и враждебности между людьми без лишения их культурной, а значит и правовой идентичности.
Представленный доклад вызвал широкое обсуждение среди участников заседания бюро отделения философии образования и теоретической педагогики РАО. С рецензией выступил ведущий научный сотрудник центра истории педагогики и образования РАО Анатолий Владимирович Овчинников, отметив, что доклад приобретает особую актуальность в полинациональном и полиэтническом государстве, а член-корреспондент Российской академии образования Ольга Владимировна Гукаленко обратила внимание на роль семьи в вопросах формирования правовой идентичности.